Меню
16+

«Сельская новь», общественно-политическая газета Талицкого городского округа

20.04.2017 11:06 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 20.04.2017 г.

Между бедностью и многодетностью А также о том, выгодно ли быть «матерью-одиночкой?!»

Автор: Галина Антипина

Между бедностью и многодетностью в наше затянувшееся перестроечное время грань практически отсутствует – так  утверждают многие, кто знает, как живут нынче многодетные…

Есть, конечно, семьи со средним и высоким уровнем достатка, которые осознанно заводят 3-го, 5-го ребенка, но большая часть многодетных все-таки живет в селе, а там, как известно, практически нет работы, люди уже и не ищут работу на стороне, а просто живут на  детские пособия, пуская их большую часть на спиртное. И это страшное явление – дети из таких семей повторяют, как правило, судьбу своей матери или отца.

Много ли у нас в районе многодетных семей, сколько среди них асоциальных, где дети при живых родителях практически сироты, не до воспитания уж тут, хотя бы элементарное  питание  обеспечить. А сколько у нас неполных семей, как живут опекаемые дети – вот такой круг вопросов определился  во время разговора  с Натальей ПЕЛЕВИНОЙ – начальником отдела социальной политики, опеки и попечительства, социальных гарантий и организаций социального обслуживания Управления социальной политики по Талицкому району.

- В 2016 году  в районе насчитывалось 949 многодетных семей, где находится 3 259 детей. Годом раньше таких семей было на 64 единицы меньше, а детей проживает – 3 107 человек. Обратились за областным материнским (семейным) капиталом 199 человек в 2015 году и 125 человек – в 2016 году.  Надо сказать, что выплата различных социальных пособий на детей изменилась с 2016 года, если раньше родитель, не работая, мог являться получателем, то сейчас это недопустимо, т.е государство стало поддерживать те семьи, в которых родители работают, но имеют доход ниже прожиточного  минимума.  И на этом фоне стало расти количество одиноких мамочек. Сложился своеобразный стереотип, что матерью-одиночкой быть выгодно, ведь не надо, к примеру, доход отца в соответствующие органы представлять, а пособия получать. Бывает и так, что в семье 3-4 ребенка, и сожитель рядом, а мама – одинокая… Абсурд, конечно! Получается, что государственное пособие не работает на  главный результат – не повышает статус семьи, а только увеличивает на этом фоне количество иждивенцев. Живут на это пособие всей семьей, а кто-то еще и курит, и пьет, содержит на детские деньги сожителя или биологического отца детей.

- Наталья Алексеевна, но ведь в таких асоциальных семьях детям достаются только крохи, и рано или поздно должен встать вопрос о лишении такого родителя или родителей родительских прав?!

- Да, рано или поздно, но мы как можно дольше пытаемся сохранять этим детям семью, но, к сожалению, растет количество именно многодетных семей, в отношении которых мы вынуждены обращаться в суд по поводу лишения их родительских прав. Сейчас, например, мы ожидаем решения суда по двум многодетным семьям, ожидаем с болью и страхом, потому что нам надо будет жизнеустроить 3 детей из одной семьи и 4-х – из другой. Детей из многодетных семей разделять нельзя, а это значит, что практически невозможно найти таким детям замещающую семью или опекуна. Нет у нас таких кандидатов, хотя и работу соответствующую мы по этому вопросу проводим. Когда решение суда вступит в законную силу, только тогда орган опеки вправе присвоить ребенку статус, что он остался без попечения родителей.

- А ближайшие родственники, бабушки, дедушки – могут взять сразу столько детей, если говорите, что разлучать их нельзя?

- Да, могут, им и предоставляется в этом вопросе приоритет, им даже не обязательно проходить школу приемного родителя (ШПР), хотя многие самостоятельно изъявляют желание. Но здесь возникает другая проблема, и, к сожалению, не единичная. Бабушка – это та самая мама, которая в свое время не воспитала надлежащим образом свою дочь или сына, у которых сейчас происходит лишение  родительских прав. Такая бабушка в свое время также жила на пособие от государства, пользовалась мерами социальной поддержки. Так же позднее делали ее дети. Что же ждать от третьего «колена», которое будет вариться в той же самой   обстановке?! И нам с большим трудом удается убедить и разбудить это материнское или отцовское чувство, чтобы родители захотели и смогли восстановить свои родительские права. Но чаще всего оказывается, что мать и отец в таких семьях как пили, так и продолжают пить, считая, что их детей воспитает государство, а потом еще и квартиру даст, как социальным сиротам. Настало время, остро настало  в возрождении лечебно-профилактических учреждений, в возрождении «вытрезвителей». Настало время на законодательном уровне заставить алиментщиков работать, только тогда будет результат. А сейчас что?! Только один родитель  в ушедшем году восстановил свои родительские права, но и это стоило больших усилий.

- А пока остается рассчитывать только на  добрых, сердобольных опекунов? Сколько же детей в районе, которые остались без попечения родителей?

- На сегодняшний день их 207 человек. 38 детей находятся под опекой, где опекуны получают деньги  только на содержание ребенка, 169 детей находятся в приемных (замещающих) семьях, т.е. помимо средств на содержание ребенка «родители» получают вознаграждение за работу по воспитанию и содержанию ребенка, 14 детей находятся в усыновленных семьях.

В первом квартале 2017 года выявлено три ребенка, два из которых потеряли одного или двух родителей. Их взяли под опеку близкие родственники. Третьему ребенку временно оформили опекунство на бабушку, потому что кандидатов в опекуны таких детей у нас нет. Усыновители и опекуны обычно «спрашивают» детей от ноля до 5 лет.

КОГДА СЕМЬЯ НАХОДИТСЯ В СОПе…

«СОП» — известная аббревиатура для работников социальной сферы, потому что она расшифровывается, как «социально-опасное положение». Семьи с диагнозом «СОП», где находятся несовершеннолетние,  курируют все субъекты профилактики, в лице территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; ПДН ОМВД; Управление образования; отдел опеки и другие  учреждения.

- С такими семьями проводится  профилактическая работа достаточно долго, — продолжает разговор Наталья Алексеевна, – здесь и убеждения, и составление протоколов  за ненадлежащее воспитание детей или оставление их в опасности, и консультативная правовая и психологическая помощь. Но если все это не дает результата и положение детей не улучшается, тогда принимается решение о лишении таких родителей родительских прав. Но надо сказать, что все труднее  доказывать это «ненадлежащее» поведение, иногда у нас с судом даже расходятся мнения, хотя и у нас нет такой задачи – лишить, в приоритете – сохранение семьи для каждого ребенка, но, как говорится, обстоятельства вынуждают.

- Наталья Алексеевна, Вы говорите, очень редки случаи, когда родители, опомнившись и перестав пить, возвращают себе детей, находящихся под опекой. Но ведь это тяжело и для опекуна, и для ребенка, это  такая психологическая ломка… Какой из примеров может рассказать об этом?

- Вот один из последних, и я бы сказала, нетипичных  случаев. Возвращают-то детей такие горе-родители чаще всего из-за того, чтобы получать детские пособия. Суть этого, до сих пор еще не разрешенного вопроса,  вот в чем.  В Управление социальной политики по Талицкому району пришел акт из медицинского учреждения об оставлении новорожденного ребенка в роддоме. Мать туда не показывалась, хотя была уведомлена, и неоднократно. Ребенка отправили в область на долечивание , потом снова доставили в Талицу.  На основании нормативных документов, Семейного кодекса, 48 ФЗ об опеке и попечительству мы определяем ребенку попечителя. Мать на некоторое время перестает пить и требует через суд  вернуть ребенка. Суд выступает на стороне истицы. Но тот опекун (из другого района), узнав об этом решении исчезает с ребенком (а ему нет еще и года) в неизвестном направлении. Женщина-опекун в настоящее время объявлена в розыск…

С моральной стороны ситуация очень драматичная – малыш ведь так и не знал с рождения свою биологическую мать, тепло, любовь и заботу он получал от другой женщины, но «буква закона» на стороне «опомнившейся» матери, хотя ее материнскую характеристику напрочь убивает тот факт, что в отношении своих предыдущих малолетних детей она была лишена родительских прав….  

Эта мама тоже многодетная. Была. Но, к сожалению, число асоциальных семей год от года растет, а это уже не только проблема одного муниципалитета. Нужна государственная политика, помогающая семьям не просто родить детей, но и вырастить их здоровыми, ухоженными, образованными.

Галина АНТИПИНА.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.