Меню
16+

«Сельская новь», общественно-политическая газета Талицкого городского округа

10.11.2013 14:22 Воскресенье
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 128 (10833) от 09.11.2013 г.

ХОЧУ УЧИТЬСЯ

Автор: О. СУТЯГИНА, педагог-психолог МКОУ СОШ № 62.
Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок к школе?

Маленькому мальчику Филиппку из  рассказа Л.Н.Толстого очень скучно было сидеть в избе, и он решил пойти в школу. Желание учиться было сильнее всего. Важная и значимая мысль: «Как только Филиппок осознает, что ему хочется учиться в школе, ничто не может сбить его с пути…»

Желание учиться – вот главный двигатель успешного обучения ребенка в школе. Педагоги и психологи называют это мотивацией учения. Как формировать мотив к учению у ребенка?

Если ребёнок идёт в школу ради нового ранца или модного школьного костюма, или говорит “в школе не надо спать”, “там будут мои друзья из детского сада” и т.п., то его привлекают лишь внешние стороны обучения. Тогда как основной деятельностью ребёнка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформировано – желание учиться! Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются об образованных людях, прививают любовь к чтению, говорят малышу о том, как они хотят видеть его в будущем успешным и умным, а это возможно, только если хорошо учиться; о том, какую гордость они будут испытывать в этом случае, то это будет способствовать формированию у ребёнка мотивационной готовности к школе. Он будет понимать, зачем он пришёл в школу и зачем ему нужны знания. Учебная деятельность станет для ребёнка более значимой и важной. И конечно, родителям не стоит запугивать малыша школой или, наоборот, настраивать на лёгкость учения. Следует формировать адекватное представление о школе и о её основных занятиях. Например, полезнее сказать: “В школе будет трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового!”, чем высказывать что-то неопределённо-пугающее: “Вот придёшь в школу – тогда и узнаешь…”. 

 В этом году, в октябре, 12-ый раз на базе  МКОУ СОШ № 62 открылась  школа  для детей будущих первоклассников. И не случайно назвали мы её «Филиппок».  Главная задача этой школы – адаптация к  обучению и формирование у маленьких ребятишек желания учиться. Каждую субботу в течение шести месяцев родители будут приводить на занятия детей, где они будут примерять новую для себя социальную роль – роль ученика. Проводит занятия с детьми  не только их будущий учитель,  но и музыкальный руководитель, учитель ритмики, учитель информатики, учитель ИЗО, учитель физкультуры, психолог школы.  В основе занятий – игровая форма. Особенность возраста такова – в игре ребенок познает новое.  Родителям тоже готовим просветительские беседы. На первом собрании для родителей будущих первоклассников мы включаем вопрос: “Что же такое психологическая готовность к школе?  На что нужно обратить им внимание в оставшееся  до школы время”.

Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок к школе?

 В целом, да. Это можно сделать с помощью следующих несложных проб.

Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.

 Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.

Проба № 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.

Проба № 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.

Проба № 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.

Ну и не забывайте о желании идти в школу. Формируйте желание, как у Филиппка из рассказа Л.Н. Толстого. Удачи вам, уважаемые родители будущих первоклассников!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.