Меню
16+

«Сельская новь», общественно-политическая газета Талицкого городского округа

17.05.2013 10:07 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 52 (10758) от 16.05.2013 г.

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ

Автор: А. Пустозёрова, председатель Совета ветеранов
Воложанина Анна Петровна в центре
Только через 30 лет, в 1960 году, семья Воложаниных вернулась на свою родину, но уже в ином составе.

В те далёкие годы, когда женился Федосей на крестьянской девушке Екатерине, получил он от отца земельный надел и слова напутствия: «Не будешь лениться, у тебя будет всё».

По весне Федосей занял мешок зерна под обработку, раскидал его на клочке земли вспаханного поля. На следующий год посеял зерна больше. Обрабатываемая вручную земля давала неплохие результаты. И так из года в год поднималась на ноги молодая семья. Срубили дом, завели хозяйство, вот только детей Бог не дал. А помощники были нужны. Вот и приютили они молодую супружескую пару, 20-летнюю Ирину, 22-летнего Петра да их крошечную дочурку Аню. Федосею Деевичу да Екатерине Петровне по душе пришлись молодожёны, с любовью и лаской относились они к маленькой Анечке. Хозяйство прибавилось: 4 коровы, 3 лошади, овцы, гуси, куры, но семья справлялась, отдыхать было некогда. Работали круглый год, да так, что крестьянские рубахи не просыхали от пота.

Но всё было ладно: государству выплачивали продналоги, кормились сами, а излишки возили на Ирбитскую ярмарку. И не думали, что наступят времена, когда хозяев за их любовь к земле и трудолюбие лишат родного семейного очага, признают злейшими врагами народа.

Однажды ранним утром нового зарождающего дня постучали в ворота и вошли в дом приставы, объявили, что Федосей Деевич и Екатерина Петровна признаются социально опасными по классовому признаку.  Так вместе с Петром Трофимовичем и Ириной Алексеевной, а также 4-летней Аней были выселены из д. Боровой В-Юрмытского сельсовета в Пермскую область. В одночасье они лишились всего скота, домашней птицы, своими руками нажитого добра. Мужчины терпеливо молчали, а женщины плакали от безысходности и собирали пожитки, которые могли бы пригодиться в дороге.

Путь был дальний. Сначала везли на лошади до станции Поклевская, где переселенцы три дня ждали товарный поезд. Станция была переполнена, люди спали на полу, положив котомки под голову. Дети дремали на плечах взрослых, часто просыпаясь от стука колёс, плакали, просили есть и снова засыпали. Наконец, пришёл долгожданный состав, и всех погрузили в грязные вагоны для скота. Ехали долго, было жарко и душно, изредка останавливались, пополняли вагоны. Последняя остановка была станция Половинка  в Пермской области. (г.Углеуральск, Губахинский район). Всех расселили по баракам. Федосея и Екатерину с семьёй поселили в бараке, где были только стены да протекающая от дождя крыша.  Было много народа из Талицкого района, были с Кубани. Жили общиной, взрослые и дети спали на железных кроватях прямо на досках, по очереди готовили еду на печке. Взрослые работали на угольной шахте, им помогали подростки, а самые малые дети были предоставлены сами себе.

Дедушка Федосей умер через год, ему было 60 лет, не смог он выдержать такого удара судьбы, когда его с корнями вырвали из родной земли. На другой год от тоски по мужу ушла из жизни бабушка Екатерина.

Петр был ещё молод, всего-то 26 лет. Хваткий на работу, он вышел в передовики, семье улучшили условия: дали отдельную комнату в соседнем бараке. Но через год снова поселили в общину.

В 1937 году начались репрессии. Каждую ночь в барак приходили военные, пофамильно вызывали и уводили людей неизвестно куда. 33 человека не вернулись назад. После узнали, что многих расстреливали, а других отправили в тюрьмы на 10 и более лет. К счастью, семью Петра и Ирины Воложаниных эта беда обошла стороной. Они продолжали работать на шахте. После скитаний семье всё же выделили отдельную комнату, где и родилось ещё 3 детей.

Но горе пришло откуда не ждали. Совсем молодым, в 31 год, погиб Пётр, его завалило в шахте. Большая семья лишилась своего кормильца. Ирина Алексеевна осталась одна с 4 детьми, старшей Ане было 11 лет, младшему Толе только 9 месяцев.

Во время войны мать Ани продолжала работать на угольной шахте, переталкивала вагонетки с углём. Работали по 12 часов, недоедали. Хлеб получали по карточкам: 200 граммов – работающие, 300 граммов – дети и 200 граммов – старики. Изредка давали шахтёрам американскую тушёнку да по литру спирта. Ирина Алексеевна со своими детьми после  прожили на выселке ещё 15 лет. Аня пошла в школу поздно, закончила 9 классов, училась неплохо, так, что её сразу приняли на работу в школу г. Губаха. Так в 1946 году Аня начала работать и заочно учиться на педагогическом отделении в г. Соликамске.

Только через 30 лет, в 1960 году, семья Воложаниных вернулась на свою родину, но уже в ином составе. Эту историю своей семьи мне поведала бывший учитель начальных классов В-Юрмытской средней школы Воложанина Анна Петровна. «Я часто вспоминаю отца, брата, которому было всего-то 5 лет. Виню себя и мать, что не сумели его сохранить, — говорит Анна Петровна. – Никогда не забуду, как  в 1942 году несли маленького братишку Толю хоронить в простыне».

Слава Богу, всё это позади, всё сумела пережить Анна Петровна. Эта скромная, закалённая судьбой и временем женщина оказалась очень интересной собеседницей. Несмотря на почтённый возраст – 85 лет, у неё замечательная память. Интересуется всем, что происходит в стране и мире, неравнодушна к спортивным играм, много знает об истории России, русских поэтах, писателях, учёных и художниках. Любит смотреть по телевизору интеллектуальные игры. И просто обожает читать, в её доме  — большая библиотека.

Живёт Анна Петровна в обычном неблагоустроенном деревенском доме. Сын Анатолий и дочь Вера живут далеко. Хоть и зовёт дочь к себе в Москву, но Анна Петровна на переезд не соглашается. Ведь здесь всё такое милое и дорогое сердцу.

Пусть нынешняя весна подарит Анне Петровне здоровье, бодрость и душевное спокойствие.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.