ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
Социальное сиротство как явление обусловлено уклонением или устранением от выполнения родительских обязанностей по отношению к ребенку. Социальные сироты — это дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных или иных учреждений. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.
В некоторых случаях дети проживают в родной семье, однако их родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности. Достаточных оснований для изъятия этих детей из семьи нет, но для защиты их прав и интересов необходим контроль.
В других случаях дети проживают вне родной семьи. В свою очередь, эта группа делится на две подгруппы. В первую подгруппу входят дети, оставшиеся без родительского попечения и помещенные в семью. Во вторую подгруппу входят оставшиеся без родительского попечения дети, находящиеся в интернатных учреждениях, в детских домах и тюрьмах. Именно их чаще всего называют социальными сиротами.
В последние годы социальное сиротство приобрело новые характеристики. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство — явление всемирное и повсеместное.
Стремительное повышение роли городов современного общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения во многих странах сопровождается ростом числа брошенных детей. До сих пор остаётся малоизученной и непонятной природа этой аномальной формы материнского поведения. Практика работы с такими женщинами, анализ немногочисленной литературы по проблеме свидетельствует о чрезвычайной сложности взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму социального поведения женщин — материнство. Лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье.
Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования, необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев, навсегда остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.
Каковы же пути решения столь трагического и масштабного социального явления? Традиционно выделяют следующие:
- стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе,
- повышение жизненного уровня;
- возрождение духовной культуры нации, реабилитация института семьи;
- создание системы экономической, законодательной, социальной поддержки семьи, материнства и детства;
- возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на любви, гуманизме и уважении к ребенку;
- реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, воспитательных систем этих учреждений;
- совершенствование системы устройства детей-сирот.
Предотвращение социального сиротства осуществляется путем выявления и работы в семьях, относящихся к группе повышенного риска. Основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
–усыновление;
–опека;
–приемная семья;
-детский дом семейного типа;
– учреждение для детей, нуждающихся в государственной поддержке.
Социальное сиротство в современном обществе получило огромное распространение. Задача каждого педагога вести профилактическую работу по работе с семьёй.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.