Меню
16+

«Сельская новь», общественно-политическая газета Талицкого городского округа

20.10.2015 08:30 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 15.10.2015 г.

Новые стандарты для детских садов

Автор: Подготовила А. Горина.

Такого образовательного стандарта в России еще не было

С 1 января 2014 года все дошкольные учреждения России начали переходить на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

 Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный — сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.

Подробнее о нововведениях газете рассказала ведущий специалист управления образования ТГО Тамара Куриленко.

 

- Тамара Анатольевна, не многие еще знают, что такое государственный стандарт в дошкольном учреждении. Если в образовательных организациях принцип работы понятен, то здесь возникает вопрос, каким образом будут работать с нашими детьми воспитатели?

- Прежде всего, хотелось бы сказать, что ФГОС ДО — это совокупность обязательных требований к  структуре образовательной программы, реализуемой в дошкольных организациях. На основе стандарта разрабатывается и сама образовательная Программа. Это делают сами дошкольные учреждения. Ее содержание должно  обеспечивать  развитие   личности, мотивации  и  способностей  детей  в  различных  видах     деятельности.

- А в чем отличие работы с ФГОС?

-  Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не накопленная за это время сумма знаний.

- Что это значит?

- По ФГОС дошкольного образования не существует требований, что ребенок должен знать в том или ином возрасте. Слово «должен» вообще обязано исчезнуть из оборота детсадовских работников. Ребенок теперь никому ничего не должен. Он может только хотеть или не хотеть. Вся его деятельность основана на игре.

- Тогда чем будут заниматься дети в детском саду?

- На первый план образования выходит познавательно-исследовательская деятельность детей. Реализуется она путем детского экспериментирования с песком, водой или тестом и начинается с раннего возраста.  С помощью игры малыши познают мир, и вмешиваться в этот процесс взрослые не могут. Направлять – да, помогать, подсказывать – тоже да. Но говорить: «Ребята, заканчиваем игру, моем ручки и садимся заниматься», – теперь нельзя. Ребенок сядет заниматься, если захочет этого сам.

- А результаты такой работы уже где-то имеются?

- Конечно, результаты уже есть. Если раньше в раздевалках детских садов была целая выставка из поделок и рисунков по количеству присутствующих в группе малышей, то сейчас такая выставка тоже имеется, но не целая. К примеру, одна из мам не нашла рисунка своего ребенка, решила спросить у воспитателя, почему сын не сделал то, что делали другие. «А он не хотел отрываться от игры. Заставить его я не имею права», – отвечает воспитатель. В таком случае воспитатели как раз- таки должны  заинтересовать нежелающего заниматься ребенка с учетом личных качеств его характера. Не получилось – минус такому воспитателю. Кто-то с этим согласен, кто-то нет. Но что из этого получится, покажет только время.

- Талицким воспитателям удается справляться с такими детьми?

- Пока нашим воспитателям удается справляться с непоседливыми шалунишками, следуя новым правилам. Выставки детских работ в дошкольных организациях  полны рисунками  и поделками!

- Какие плюсы имеет новый стандарт на Ваш взгляд?

- Стоит сказать, что изменение способа организации детских видов деятельности это совместная деятельность взрослого и ребенка, что дает  свои плюсы. Для развития дошкольника такой способ является наиболее эффективным. В связи с тем, что ребенок теперь будет рассматриваться исключительно как «человек играющий», многие методики и технологии пересмотрят и переведут с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень. Педагогику диктующую сменит собой педагогика развития, творчества и свободы, нацеленная на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка и формирование мотивации.

- На что воспитатели будут делать акцент при обучении?

- Теперь в детских садах будут делать акцент на развитие мотивационной и психологической готовности к учебе. То есть к концу своего дошкольного возраста у ребенка должно появиться желание учиться, учиться и еще раз учиться. Требований от ребенка  конкретных образовательных достижений выставляться больше не будет. Не будут дети подлежать и оцениванию, в   том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга). Педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. Одним из обязательных разделов программы любой дошкольной организации является раздел «Планируемые результаты…». В нем описаны такие интегративные качества (качества, а не знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы. Например: физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный...По крайней мере ФГОС стремятся к тому, чтобы выпускники детского сада были инициативными, самостоятельными, уверенными в своих силах. 

-  И все-таки, как будут готовить детей к школе?

- Через игру. Первые навыки  рисования, счета, пения будут входить в мир познания ребенка через игровые элементы, экспериментирование, общение, познавательную и исследовательскую деятельности. Некоторые родители волнуются, что детей теперь вообще не будут учить, а только играть с ними.  Здесь необходимо понимать, что, если вопреки специфике психического развития детей-дошкольников от дошкольного образования будут требовать результаты, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков – дошколята лишатся детства.

Подготовила А. Горина.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

212