Меню
16+

«Сельская новь», общественно-политическая газета Талицкого городского округа

05.11.2015 08:37 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 09.11.2015 г.

Создаем в школе службу примирения

Автор: Анжелика Горина.

Школьная медиация — это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования

В последнее время в образовательных организациях участились конфликты между детьми, родителями и учениками. Ленты новостей и различных программ пестрят рассказами о школьных конфликтах. Не раз приходилось видеть, как учащиеся нападают на учителей, организуют различные группировки или устраивают массовые драки…

Одной из попыток разрешить данные проблемы стало создание школьной службы медиации, которая предлагает альтернативный способ урегулирования споров. Он в корне отличается от всех иных способов разрешения конфликтов — например, третейского суда или арбитража. В медиации выход из спора ищут и находят сами спорщики, а медиатор выступает не как обычный посредник или судья, а как помощник, который способствует диалогу, не стараясь повлиять на его исход и не навязывая готовых решений. Первыми, кто на протяжении двух лет начал работу в этом направлении, стали преподаватели из Троицкой школы № 50. Этой теме и массе других социально значимых мероприятий было посвящено районное методическое объединение заместителей директоров по воспитательной работе, которое состоялось на днях на базе Троицкой школы №50.

Двухчасовая программа методического объединения была насыщенной и очень интересной. Начиная с приветственного слова заместителя директора по учебной работе Ирины Поповой, присутствующие поняли, что данная школа уделяет большое внимание не только образовательной деятельности, но и старается создать на своей территории много полезного. «Нашей школе в этом году исполнилось 26 лет. Мы реализуем ФГОС НОО и ФГОС ООО.  Новые стандарты предъявляют  требования ко всем участникам образовательных отношений. Руководством школы и педагогами ведется работа по всем направлениям – учащиеся активно ведут проектно-исследовательскую деятельность, разрабатывают различные проекты. Наши «светлячки», так мы называем наших ребят, неоднократно становились лауреатами конкурсов. Только за этот год призовые места заняли 12 проектов, разработанных основной школой, и второе место получила за представленный проект начальная школа», — делится Ирина Владимировна.

Продолжила разговор заместитель директора по воспитательной работе Елена Рыжкова, которая посвятила свой доклад системе единого правового пространства образовательного учреждения как фактора эффективного функционирования воспитательной системы.  Елена Анатольевна рассказала об основных принципах и элементах правового пространства. После чего слово было предоставлено педагогу-психологу Екатерине Лемешевой. Именно она стала разрабатывать пару лет назад школьную службу медиации, иными словами службу примирения. Этот вопрос сейчас становится все более актуальным, и к 2017 году практически во всех образовательных организациях должны будут созданы такие службы, об этом говорится в «Национальной стратегии действий в интересах детей».     Данной теме и было посвящено выступление Екатерины  Владимировны. В первую очередь, на что уделила педагог-психолог внимание, данная служба медиации включает в себя досудебное урегулирование конфликтов. Главными причинами для ее создания разработчики проекта называют рост социального расслоения населения, миграционные процессы, высокий уровень асоциального образа жизни, рост экстремистских проявлений, ослабевание роли семьи.

В 2015 году Свердловская область уже начала работу по созданию школьных служб медиации. На сегодняшний день существует 13 пилотных площадок, 16 еще будет запущено. «Мы попробовали  пойти собственным путем. Предложили учащимся провести самостоятельно отбор медиаторов, в которых включили школьников. Путем анкетирования ребята сами выбрали тех, кому бы оказали доверие в случае решения конфликтных ситуаций. В школьную службу медиаторов вошли несколько педагогов, а также 12 школьников с 7 по 11 класс. Все участники — обучающиеся, после отбора прошли необходимое обучение и сегодня получают удостоверения медиатора», — рассказывает Екатерина Владимировна.

Стоит сказать, что медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое впоследствии удовлетворит их интересы и потребности. Единственный, кто заинтересован сегодня в разрешении школьных конфликтов, – это педагог-психолог. Ведь к нему обращается администрация школы, педагоги и родители, как для разрешения конфликтов, так и для их профилактики. Но, к сожалению, родители новую идею пока не приветствуют, боятся выступить в роли медиаторов.  Преподаватели же уверены, что это дело времени, так как процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций в школе, но и их предупреждения и профилактики. Больше всего, конечно, идею поддержали учащиеся, они с удовольствием создали видео – презентации на тему «Служба медиации глазами детей», из которых стало понятно, что данная служба   необходима.

Еще один важный вопрос, которому уделили внимание на встрече заместителей директоров – о начале  проекта «Юридическая клиника» на базе школы №50. Подробнее о целях, задачах и принципах работы присутствующим рассказал учитель истории и обществознания Андрей Никитин. Андрей Владимирович сделал акцент на то, что юридические знания на сегодняшний день очень востребованы. Для того, чтобы расширить правовые  знания и возможности ребят, руководство школы вместе с преподавателями истории решило создать на базе общеобразовательного учреждения «Юридическую клинику», способную оказывать бесплатно юридическую консультацию и правовую помощь. «Реальная польза такой клиники – работать с существующей практикой обучающихся, рассматривать правовые  коллизии  в игровой форме и выполнять проекты. Кроме того, Е.В.Лемешева и А.В.Никитин  будут проводить и индивидуальные консультации по согласованию. Также мы планируем привлечь сотрудников различных организаций, в том числе юристов, нотариусов и правоохранительные органы», — делится А.В.Никитин.

Для еще большего распространения информации о существующих центрах помощи, телефонах доверия для взрослых и детей, органов системы профилактики и других служб, способных прийти на помощь в трудной жизненной ситуации, педагогический коллектив и обучающиеся подготовили акцию «Оранжевый конверт», стартующий на базе школы с началом второй четверти. Яркие конверты будут вручаться не только родителям, но и детям. «Это удобно, ведь не каждый имеет возможность узнать необходимые адреса и телефоны из Всемирной паутины или газет. А с «Оранжевым конвертом» данные всегда будут под рукой», — рассказывает психолог Е.В.Лемешева.

После интересного представления социально значимых  проектов в Троицкой школе №50 директору общеобразовательного учреждения Ольге Тетериной было предоставлено право торжественно открыть «Юридическую клинику». Ольга Владимировна поблагодарила весь педагогический состав за проделанную работу и сказала, что школа и дальше продолжит свое сотрудничество с органами системы профилактики.

В заключение встречи многие заместители директоров высказали свое восхищение педагогическим составом школы, которые с самоиронией рассказали о себе и своей работе в видео — презентации «Наши школьные будни», с которой и началось районное методическое объединение. Но больше всего работников образования вдохновила на работу существующая учебная практика с детьми и семьей педагогов из школы №50.

Анжелика Горина.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

278