Меню
16+

«Сельская новь», общественно-политическая газета Талицкого городского округа

28.01.2016 08:19 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 28.01.2016 г.

Учить нельзя воспитывать!

Автор: А. Андреева

«В 90-е годы вышел новый Закон, в котором вычеркнуто понятие воспитания. А ведь его нужно ставить на первое место…» — Юрий Биктуганов, министр общего и профессионального образования Свердловской области.

21 января Талицкий ГО с рабочим визитом посетил Юрий Биктуганов, министр общего и профессионального образования Свердловской области. График поездки – насыщенный. Министр провел в Талице весь день и не ограничился приемом граждан по личным вопросам, он побывал на строительных площадках, успел пообщаться с руководителями образовательных учреждений, посетил школу искусств и осмотрел особняк Поклевских-Козелл.

 

ВНИМАНИЕ К МЕЛОЧАМ

Сразу скажем, что министр – бывший учитель физики, директор школы и позднее занимал должность начальника Управления образования Красноуфимского ГО. Он интересуется не только формальным исполнением поручений и указов, но и более приземленными вещами, которые напрямую влияют на качество образования.

Уже по ходу маршрута Юрий Биктуганов заехал в Пионерскую школу, где идет к завершению возведение школьного стадиона. А на строительной площадке детского сада в п. Троицком министр обошел все доступные помещения. Увидев детские кроватки, поинтересовался изготовителем и санитарными документами на предмет допустимой нормы формальдегида. Производство Башкирии, сан. документы в норме – заверили министра. Юрий Биктуганов сделал замечание и к системе окон.

- Чтобы открыть окно и проветрить группу, воспитательнице придется вставать на стул. Это неудобно. Почему не предусмотрели этот момент?

- Все сделано по проекту… — пояснили министру.

От зоркого глаза Юрия Ивановича не спрятались даже мелочи. Но в целом министр остался доволен увиденным, еще раз акцентировав внимание на то, что детский сад должен быть сдан к 8 марта.

- Объект с высокой степенью готовности, укомплектован всем необходимым, проблем со сдачей быть не должно, — заключил Биктуганов.

Следующий пункт визита – Троицкая школа № 5. Здесь министра уже ждут руководители образовательных учреждений. Есть возможность не только услышать приоритетные направления, но и лично задать вопрос.

 

ФГОС – БУДЬТЕ ГОТОВЫ!

- В рамках Дня министерства я, как минимум 2 раза в месяц, бываю в территориях, — начал выступление Юрий Иванович. – Сегодня перед нами стоит три вопроса. Первый — это реализация федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС – ред.). Второй – подготовка педагогических кадров. И, наконец, участие в реализации проекта «Уральская инженерная школа», а именно, как перенести его в плоскость муниципалитета.

Юрий Биктуганов акцентировал, что каждые 10 лет происходит изменение ФГОС. В 2015 году в действующий стандарт пять раз вносились изменения с учетом требований, которые определяет общество. Одной из особенностей нового стандарта является профильный принцип образования. Итак, новыми ФГОС для 10-11 классов определены 5 профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. При этом учебный план должен содержать не менее 9(10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной стандартом.

- Мы должны помочь ученикам вместе с родителями определиться с будущей профессией уже в 5 классе, — подчеркнул министр. – И, если базовый уровень ориентирован на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки, то углубленный — преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию.

Обязательным для всех российских школ ФГОС старшей школы станет с 1 сентября 2020 года. Нововведения в среде родителей вызывают споры. Получается, что выпускникам 9 класса необходимо иметь четкие жизненные планы, так как необходимо выбирать профиль обучения, а, следовательно, и набор изучаемых предметов на профильном или базовом уровне, какие-то предметы из современного перечня ученики не будут изучать вовсе. Кроме того, в сельских школах возникает проблема формирования профильных классов: где гарантии, что необходимый профиль будет в школе поблизости? Соответственно возникает закономерный вопрос о готовности ФГОС с точки зрения кадрового ресурса. По словам министра Биктуганова, развитие образования – главный ориентир в социально-экономической стратегии «Развитие Свердловской области до 2030 года». Юрий Иванович признал, что в регионе идет серьезное старение кадров. Задача, которую предстоит решить – как привлечь нового педагога в систему? Ежегодно на обустройство и ведение хозяйства молодым специалистам выделяются так называемые «подъемные» деньги. Но этого недостаточно. Раньше была практика, когда выпускник ВУЗа, поступивший по целевому направлению, строго 3 года был обязан отработать на территории. Сейчас такого права нет. Министр предложил варианты поддержки. Во-первых, возобновить с педагогическим университетом работу по созданию классов подготовки выпускников школ. Такая работа уже началась, к примеру, в Верхней Салде. Министр рекомендовал в этом направлении поработать. Во-вторых, предусмотреть в бюджете средства для обучения по целевым направлениям выпускников школ, которые выбрали профильную систему и готовы работать в сфере образования. Но в договоре предусмотреть пункт, что называется, на будущее – или едет работать после окончания ВУЗа или восстанавливает затраты, которые понес бюджет.

- 85% родителей определяют перспективу ребенка, — сказал Юрий Биктуганов. – Какие специальности выбирают? Экономисты, менеджеры — офисный планктон, в общем. А рабочие специальности, несмотря на высокую зарплату, спросом не пользуются. Свердловская область относится к числу десяти основных регионов с высокой концентрацией производства, на долю которых приходится 45 процентов производимой в РФ промышленной продукции. А работать некому!

В 2015 году в регионе стартовала программа «Уральская инженерная школа», рассчитанная до 2034 года. В основу программы легла идея построения системы непрерывного технического образования: от общего, среднего профессионального и высшего до дополнительного. Результатом реализации Программы в далекой перспективе станет обеспечение соответствия общей структуры подготовки кадров учреждениями среднего профессионального и высшего образования, функционирующими на территории Свердловской области, потребностям экономики региона, а также соответствия квалификации выпускников образовательных организаций актуальным и перспективным требованиям работодателей. Министр привел примеры федеральных проектов, которые можно было бы реализовать в регионе, но предпочтение отдаются другим областям, т.к. у нас работать просто некому. Свердловская область, помимо прочего, теряет миллионы рублей на одних налогах.

- На муниципальном уровне должна быть выработана своя программа с учетом резерва предприятий, — подчеркнул министр. – Мы уже сейчас должны знать, какие кадры будут востребованы в 2034 году в конкретной территории. В рамках «Уральской инженерной школы» министерство образования дает финансирование на воплощение программы на уровне муниципалитета. Я готов обсудить вопросы сотрудничества с ректором любого ВУЗа, если это потребуется.   

 

ОТ ЧАСТНОГО – К ОБЩЕМУ!

Руководители образовательных учреждений внимательно выслушали выступление министра. А после не упустили возможности задать вопросы.

Вячеслав Третьяков, директор школы № 8:

- Ребенок учится в 7 классе, весит под 100 кг. Мама запрещает работать на пришкольной территории. Уроки труда сократились, физической нагрузки практически нет…

- Вопрос неновый. Хорошо, что не принуждаете. А вообще позиция родителей мне непонятна. Когда я был директором школы, в ведении было 4 га земли, трактор, тепличное хозяйство. Работали всей школой, выращивая овощи. На вырученные деньги ездили на экскурсии. В 90-е годы вышел новый Закон, в котором вычеркнуто понятие воспитания. А ведь его нужно ставить на первое место. Главное – не доводить до крайностей. У родителей ребенка есть право отказаться. Не идите на конфликт, не ругайте, лучше попытаться вовлечь в процесс и в любом случае действовать нужно в интересах ребенка. Нужен индивидуальный подход, но в рамках закона.

Юлия Гомзикова, директор Басмановской школы:

- Многие ученики пользуются гаджетами, и мы не можем им запретить приходить с ними в школу. Что делать?

- А это уже вопрос традиций и культуры образовательного учреждения. Если это с самого начала пущено на самотек, то поменять сложно. Нужно заранее выстроить правила, которые должны быть приняты родителями, учениками и педагогами, только так можно отрегулировать эту проблему. С 1 класса эти отношения должны быть выстроены. Есть правила внутреннего порядка, Устав учреждения и приложения к нему, в конце концов. Вот, например, на ЕГЭ запретили, и все, кто пользуется, – исключаются, это, конечно, крайняя мера, но она действует.   

Вопросы посыпались из разных территорий и школ.

Школа № 2:

- Вопрос об инклюзивном образовании. Мы выдаем свидетельство об образовании детям с умственной отсталостью. Но колледж не принимает детей с такими документами…

- В 2015 году только отдельным учреждениям было дано право обучать таких детей – в Нижнем Тагиле, Сухом Логу, Екатеринбурге, где предусмотрены программы профподготовки. В этом году Талицкий лесотехнический колледж включим в этот процесс.

Буткинская школа:

- У нас есть дети, имеющие заключение врача об умственной отсталости. Родители готовы отдать их в коррекционную школу, которая работает на нашей территории. Но, говорят, мест нет…

- Да, эта проблема есть. В силу санитарных норм коррекционная школа не может всех принять. ФГОС предусматривает реализацию инклюзивного образования. Глубоко отсталые дети имеют право на получение образования и социализацию. Не все сразу получается. Мы готовы рассмотреть вопрос о расширении сети, если под филиал Буткинской коррекционной школы будет найдено помещение.  

Пановская школа:

- Очень сложно поступить в тот же пед. университет на «бюджет», иногда не хватает 1-2 баллов, а платить нечем, особенно, если ребята из сельской местности. Есть стремление и желание работать педагогом, но бесплатное образование становится недоступным…

- Есть такая проблема. Педагогический ВУЗ в Нижнем Тагиле вообще шел под закрытие, как неэффективный. На «бюджет» студентов набрали, а на платное не идут. В итоге ВУЗ, чтобы спасти от закрытия, присоединили к Университету. Мое предложение все-таки в силе: предусмотреть в муниципалитете деньги и обучать будущих педагогов за счет бюджета, но с условием отработки. Зато мы будем точно уверены, что молодой специалист вернется на территорию.

Музей должен быть открыт для всех!    

Талицкий лесотехнический колледж предложил министру экскурсию в музей.

- У меня в кабинете стоит маленький бюст Н.И. Кузнецова, я горжусь достижением земляка, — подчеркнул Юрий Иванович.

Биктуганов сказал, что акцент должен быть сделан на патриотическое воспитание.

- Назначение должно соответствовать: бюджетные средства тратятся для того, чтобы музей посещали не только студенты, но и школьники, и жители округа – все желающие.

В обновленном музее пока выставлено всего 30% уникальных экспонатов, площадь экспозиции увеличена в 10 раз. Пользуясь случаем, директор образовательного учреждения С.И. Ляшок пригласил министра на празднование 120-летия колледжа, которое состоится уже в апреле 2016 года. Дальнейшая беседа министра с руководителем колледжа прошла при закрытых дверях.  

Школа искусств – на десерт 

Встречать гостя такого уровня уже не стыдно. Талицкая детская школа искусств встречает министра в новом здании. Кабинеты оборудованы, зрительному залу тоже можно позавидовать. Школу посещают 194 ребенка. Работают музыкальное и художественное отделения. В планах руководителя Анастасии Яровиковой открыть хореографическое. Все занятия – бесплатные.

- Со вкусом оформлено… — дает оценку Юрий Биктуганов.

- Мы же несем художественно-эстетическое воспитание. Более того, наша школа вошла в число 100 лучших организаций дополнительного образования, — Анастасия Яровикова подводит к стенду с наградой. – Наше учреждение было представлено на IV Всероссийском образовательном форуме. Талицкой детской школе искусств как лауреатам вручена медаль «100 лучших организаций дополнительного образования России», диплом лауреата, почетный знак «Директор года» и юбилейная медаль «175 лет со дня рождения П.И. Чайковского». Данная награда очень почетна для нас, очень важно получить оценку, да еще и положительную. В первую очередь, это показатель качества работы преподавателей школы — четкая координация самореализации обучающихся. Кроме того, это возможность поделиться опытом работы или перенять его у ведущих учреждений допобразования.

- У меня вопрос – почему не Дворец искусства?

- У нас это в планах, — комментирует Александр Толкачев, глава Талицкого ГО. – Это только одна часть площадки. Мы хотим создать единый комплекс, где будут расположены Дом творчества, кружок робототехники, обустроить площадку для изучения Правил дорожного движения…

- Я это только приветствую!

А уже далее Юрия Биктуганова приглашают познакомиться с достопримечательностью Талицы – домом Поклевских-Козелл, который должен стать в будущем центром детского творчества. Экскурсия по дому затягивает, ведь здесь сохранился уникальный камин из уральской яшмы, который в свое время был случайно обнаружен под слоем масляной краски, сохранились печи, которые разжигали по легенде всего один раз в неделю, и они держали тепло во всем здании целую неделю, паркет, потолки, двери… 80 комнат. Дом, конечно, в относительно пригодном состоянии, но все-таки вызывает некоторый трепет, если понимать, что всему этому почти полтора века.

- Нужно, в первую очередь, уточнить техническое состояние здания, — заметил Юрий Иванович. – В Красноуфимске проводили реконструкцию старинного особняка, и выяснилось, что перекрытия полностью непригодны, пришлось менять, а это дополнительные затраты. А вообще торжественно выглядит, уникальное по архитектуре. Если удастся провести работы по восстановлению и сделать на базе дома Поклевских-Козелл центр детского творчества, то это будет большая заслуга местной власти перед педагогическим составом и детьми.

После насыщенного графика визита министр Юрий Биктуганов поделился впечатлениями:

- Меня сложно удивить чем-то. Сегодня я, скорее, порадовался, увидев, как, например, занимаются дети в школе искусств. Для ребят созданы все условия. Детские сады, которые строятся на территории Талицкого ГО, уже в высокой степени готовности и нынче должны открыться. Самое важное для меня, чтобы для детей были созданы все условия для получения достойного образования.

А еще Юрий Иванович не раз в ходе поездки дал понять, что готов лично подключиться и оказать помощь в решении любых проблем, лишь бы была инициатива... 

А.Андреева.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

187