Меню
16+

«Сельская новь», общественно-политическая газета Талицкого городского округа

21.04.2016 09:35 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 21.04.2016 г.

РАК: привет из прошлого…

Автор: А. Андреева

В Талицком ГО небывалый рост онкологии. Каждый 33 житель района болен раком… 

Скажу сразу, что официальная медицина не признает ЭТО причиной рака. Еще нет ответа на вопрос о причине возникновения онкологии. Есть теории: вредные привычки, вирусы и т.д. и т.п. и… экология. Вот о ней-то и поговорим, вспомним события полувековой давности, изучим некоторые исследования, свидетельства очевидцев и публикации в СМИ. И, может быть, тогда станет понятно, почему Талицкий район ежегодно показывает высокие показатели заболеваемости раком… И пусть это будет на грани научного бреда, но эта теория имеет место быть, и, на мой взгляд, более реальна, чем та, которая гласит о том, что рак легких возможен из-за курения. Изучив документы, понимаешь, что воздух, которым мы дышим, много вреднее, чем сигаретный дым…

ВОСТОЧНО-УРАЛЬСКИЙ РАДИОАКТИВНЫЙ СЛЕД

Посылает Маяк не спасенья лучи:

Стронций, цезий, плутоний — его палачи.

В середине 50-х годов, по воспоминаниям очевидцев, в Талицком районе в некоторых деревнях массово вырезали поголовье скота, без объяснения причин, государство компенсировало потери. В другой деревне облысело все население, в один миг. Никто никому ничего не объяснял. Лишь в 1989 году власти официально рассказали о трагедии — 29 сентября 1957 года на комбинате «Маяк» в Челябинской области взорвалось хранилище с радиоактивными отходами. Последствия аварии — катастрофические. Мгновенный выброс высокорадиоактивных отходов в окружающую среду. Ветер погнал жуткую отраву на северо-восток, щедро рассыпая смертельные радионуклиды над Свердловской, Курганской и Тюменской областями. В общей сложности “Маяк” загадил свыше 30 тысяч квадратных километров. След «Маяка» прошел и по Талицкому району.

По свидетельствам учёных, авария на «Маяке» превзошла катастрофу в Чернобыле. Тысячи людей пострадали от радиации. 23 населенных пункта навсегда исчезли с карты Урала. Лишь спустя 1-2 недели после аварии ничего не подозревавших людей из наиболее зараженных деревень начали переселять в другие места. Домашних животных при этом уничтожали и закапывали, постройки разрушали. Вот что напишут газеты, спустя много лет, когда об аварии стало можно говорить вслух.

«В печати описывается только три радиационные аварии на ПО «Маяк». Имеющийся у администрации ПО «Маяк» список содержит десятки радиационных аварий. Не кажется ли вам странным наличие при этом тысяч лучевых больных? Не стыкуются цифры количества радиационных аварий с количеством пострадавших. На самом деле только на радиохимическом заводе 235 произошли сотни радиационных аварий с тяжкими последствиями. В этом числе была и самопроизвольная цепная реакция» — Письмо ветерана «Маяк» В.С. Сладкова, проработавшего без малого 50 лет на радиохимическом заводе 235 – из: Владислав Ларин. Комбинат «Маяк» – проблема на века». Москва, 2001.

"За всё время работы на заводе было зарегистрировано приблизительно 400 человек, имеющих профессиональные заболевания. В основном, это люди, работавшие на заводе в период 1949–1956 годов. Сейчас, сорок лет спустя, в живых из них осталась половина. Большинство умерло в возрасте 40–45 лет. Из числа умерших 54% скончались от злокачественных опухолей лёгких, печени и саркомы костей – это очень высокий процент раковых заболеваний» — Л. П. Сохина, Н. Ш. Колотинский, Т. В. Халтурин. «Плутоний в девичьих руках», Екатеринбург, 2003

Как бы ни старались скрыть официальные власти, люди всё равно узнают о бытующих среди них раковых заболеваниях от радиации. Поэтому версия о причине онкологии от радиации имеет право существовать. Уральский регион несет на себе следы самых разнообразных по происхождению радиационных воздействий. На севере — это влияние полигона, расположенного на архипелаге Новая Земля. С 21 сентября 1955 года по 24 октября 1990 года на полигоне было произведено 135 ядерных взрывов. На Новой Земле в 1961 году была взорвана мощнейшая в истории человечества водородная бомба — 58-мегатонная «Царь-бомба». Ощутимая сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар, а звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров. А вот еще более свежая информация. По данным общества «Уральский Чернобыль» (г. Каменск-Уральский) в 1967 г. пронесшийся смерч поднял с печально известного челябинского «озера-смерть» Карагая радиоактивный стронций и зарядил территории, где проживает в Челябинской области 50 тысяч, а в Свердловской области 200 тысяч человек. И еще. По данным Комитета радиационной безопасности Екатеринбурга: " В реакторах Белоярской АЭС им. И. В. Курчатова нарабатывается и выходит наружу биологически опасный радионуклид – тритий. Концентрация трития в воде Белоярского водохранилища в 2-4 раза больше фона. В 1979 и 1983 годах имели место недопустимые сбросы цезия-137 в Белоярское водохранилище. Неподалеку от Белоярской АЭС находится Ольховское болото, воды которого с радиоактивными элементами поподают в реку Ольховка, а потом в реку Пышма, протекающую по Свердловской области и имеющей хозяйственно-питьевое значение." А теперь вспомните грибы-мутанты, которые по сей день продают местные грибники вдоль федеральной трассы.

Сегодня сложно говорить о том, какие меры предпринимались в те годы, чтобы обезопасить население. Информация недоступна. Лишь из публикаций СМИ мы можем говорить о тех или иных фактах радиационного заражения. Однако на самом высочайшем официальном уровне последствия трагедии на «Маяке» признаны. По данным РАН Уральское отделение авария на «Маяке» привела к радиоактивному заражению территории Челябинской и Свердловской областей с образованием Восточно-Уральского радиоактивного следа (ВУРСа).  В зоне этого следа находятся Каменск-Уральский, Камышлов и Талица, а также значительная часть территории Каменского, Богдановичского, Камышловского, Пышминского и Талицкого районов.

По данным комиссии, обследовавшей пострадавшие районы в 1958 году, в К-Уральском районе клинические признаки лучевой болезни наблюдались у 45-50 % животных, Богдановичском и Камышловском районах до 25-30 %, по Талице сведений нет. Исследования населения не проводились, при установке диагноза онкологию заменяли на сердечно-сосудистые и другие распространенные заболевания. Много позже, спустя более, чем полвека станет официально известно, что «Маяк» оставил след в таких территориях Талицкого района, как Яр, верхняя часть Троицкого, поселки Кузнецовский, Комсомольский и с. Бутка.    

ВОСТОЧНО-УРАЛЬСКАЯ ЭКОЛОГО-РАДИОГЕОХИМИЧЕСКАЯ ЗОНА –

ИЗЛОМ ЗЕМНОЙ КОРЫ

Почти вся территория ВУРСа Свердловской области находится в пределах Восточно-Уральской эколого-радиогеохимической зоны. По данным аэро и наземных гамма-съемок выявлено большое количество локальных аномалий. Аномальное содержание природных радионуклеидов (радон) обнаружено в водопунктах К-Уральского, Богдановичского, Камышловского района, Талицкого района (Талица).

Все приведенные факты в той или иной мере известны, только вот специальных данных и рекомендаций для населения, как жить и что делать еще живущим, на этой местности нет. Если наш район находится в пределах Восточно-Уральской эколого-радиогеохимической зоны, значит, через изломы земной коры в каких-то местах выходит радиоактивный радон и торон.

- Специалисты разных учреждений, проводившие исследования у нас в районе, вероятно, оставили свои заключения, чтобы знать, где опаснее всего для проживания людей, — рассказывает Шамиль Хасанов, врач-эпидемиолог санэпиднадзора в 1994-2006 гг. — Замеры радиоактивного радона и торона мы сами не производили, отвозили пробы в Каменск-Уральский. Эти радиоактивные газы недолговечны и, вероятно, поэтому в воде мы не находили ни радона, ни торона. Следовательно, кто-то умышленно или по незнанию о последствиях не доводит до нашего сведения всей информации и поэтому мы растим детей, строим и живем, питаемся и пьем, ничего не подозревая. А между тем, исследования, которые проводил Институт экологии в условиях передвижной мобильной лаборатории на территории Талицкого района, подтвердил мое опасение о превышении допустимых норм радона и торона.  

Радон растворяется в воде, поэтому он присутствует во всех природных водах. В глубинных природных водах концентрация радона возрастает с глубиной поступления воды. Концентрация в глубинных водах может превышать от десятков до миллиона раз. Поэтому при использовании воды из скважин в целях безопасности её необходимо проверить  на содержание радона. Кипячение снижает риск. Но большую опасность представляет попадание воды с радоном в легкие в ванных комнатах. Концентрация радона там в 3 раза выше, чем в жилых комнатах. До исходного уровня концентрация радона после помывки восстанавливается через 1,5 часа.

Радиоактивные вещества проникают в организм через легкие с вдыхаемым воздухом, через желудочно-кишечный тракт с зараженной водой и пищей, через раны и царапины на коже и даже через неповрежденную кожу. Радиоизотопы распределяются в организме неодинаково. Стронций, барий, радий накапливаются в скелете; лантаноиды, плутоний — в печени, селезенке, костном мозге; цезий, рубидий – в щитовидной железе. Попадая в организм, радионуклеиды задерживаются там от нескольких дней до десятков лет.

Ядерная частичка, попадая в организм, действует там, как миниреактор, воздействуя на клетки, и ее нужно вывести любыми средствами. Малые дозы облучения, согласно общепринятым в радиобиологии представлениям, не могут явиться причиной каких-либо непосредственных нарушений здоровья. Хотя согласно новейшим представлениям, даже санитарные нормативы, лимитирующие облучение, не гарантируют полной безопасности. Специалисты считают, что в связи с длительным воздействием даже самые малые дозы способны вызывать в клетках организма изменения, приводящие к генетическим нарушениям, злокачественным новообразованиям и разнообразным расстройствам обменных процессов организма, его пищеварительных, кроветворных и других функций. Важно отметить, что ионизирующее излучение не воспринимается органами чувств человека: мы не видим его, не слышим и не чувствуем воздействия на наше тело. Радионуклеиды, постоянно попадая в организм, постепенно разрушают, его, делая нас полубольными – полуздоровыми.

ЧТО ИМЕЕМ

Вот некоторые статистические данные по Талицкому району за 2004 год. Всего на 1 января 2004 г. с диагнозом злокачественные новообразования различной локализации состоит на диспансерном учете 745 человек. Темп роста 3,5% в год. В 2004 году 46% заболевших раком составляли жители трудоспособного возраста от 20 до 59 лет. И уже тогда показатели смертности начали расти в среднем в 2-3 раза ежегодно.

- По частоте распространенности чаще регистрировались онкослучаи в п. Троицкий, г. Талица, Буткинской зоне, — рассказывает Шамиль Хасанов. – В те годы мы выявили общую закономерность: число заболевших выше, если они проживали на улицах, выходящих к реке Пышме. И что важно, в середине 2000-х в местном здравоохранении появляется современное оборудование для диагностики, в том числе онкологии. Все это позволило систематизировать данные по заболеваемости онкологией в Талицком районе и понять, что мы на пороге большой беды.

2015 год. Талицкий ГО территориально закреплен за Каменск-Уральским, куда направляют всех онкобольных. ТГО находится на 3 месте по числу заболевших раком из 9 муниципалитетов этого округа! В 2015 году число больных, состоящих на учете, составило 1211 человек. Впервые взято на учет 184 человека, в 2014-м — 231. Умерло от рака в 2015-м 89 больных, в 2014-м — 105.

Теперь о локализации опухоли. На одном уровне держится рак трахеи, легких, бронхов: на учете 60 больных, 17 умерло. Новообразования кожи: выявлено 166 больных, умерших нет. У 166 женщин Талицкого ГО стоит диагноз рак молочной железы, и только 6 погибли от болезни: шансы выжить почти 100%. В среднем по нашим расчетам, каждый 33 житель Талицкого ГО болен онкологией!

По словам Ашыма Уулу Талантбека, онколога Талицкой ЦРБ, раньше рост заболеваемости чаще всего регистрировался в промышленных зонах, сейчас промышленности нет, а рост идет. Парадокс? И никто не знает причину рака. В медицинской среде есть только теории возникновения и распространенное высказывание – знали бы, нашли бы лечение. С 2013 года началась диспансеризация, что также способствовало росту числа вновь выявленных больных. И если раньше, сразу после трагедии на «Маяке», врачам, работающим в зоне радиационного следа, строго-настрого было запрещено официально ставить диагнозы – рак, то сегодня это необходимо. Разработаны целые государственные программы, нацеленные на сохранение народонаселения. Появились методы раннего диагностирования.

- По показаниям – онкомаркеры обязательно. Кроме того, мужчинам при диспансеризации 1 раз в 3 года проводится исследование на онкомаркеры. Женщинам маммография хотя бы 1 раз в 3 года также показана. И никто не отменял ежегодную флюорографию, — говорит доктор. – Сегодня все методы диагностики доступны. Важно выявить заболевание на ранней стадии, чтобы приступить к спасительному лечению.        

К РАЗМЫШЛЕНИЮ 

Почему официально никто не признает последствия радиации в виде онкологии? Ответ прост. Этот пример ставит все на свои места. Аппарат уполномоченного по правам человека Челябинской области обжаловал решение Озерского городского суда, который отказал семье девочки, умершей от рака, в удовлетворении иска к комбинату "Маяк". Родители ребенка считают, что болезнь девочки — результат выброса радиации на предприятии в 1957 году, и через суд пытаются взыскать 5 млн рублей, передает ИТАР-ТАСС. Все необходимые доказательства, подтверждающие что ребенок скончался из-за выбросов на "Маяке", были собраны в суде первой инстанции, рассказал региональный уполномоченный по правам человека Алексей Севастьянов. По словам правозащитника, в частности, на руках у истцов есть генетическая экспертиза. "Эксперты доказали причинно-следственную связь между заболеванием девочки и выбросом на химкомбинате "Маяк", — отметил омбудсмен. Челябинские суды отклонили уже 59 аналогичных исков. "Между тем, часть таких исков удовлетворена судами Екатеринбурга", — подчеркнул Севастьянов.

Правозащитники отмечают, что медики провели обследование жителей территорий, которые официально не признаны зонами, пострадавшими в результате выброса на химкомбинате "Маяк", но фактически подвергшиеся заражению.

- Уровень радиации в организме жителей этих территорий в два раза превышает допустимые нормы. Все об этом знают, но пока никто не хочет принимать каких-то мер, — добавил Севастьянов. А теперь внимание на карту и к тем зонам, которые попали в так называемый след… 

 А. Андреева. 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.