Меню
16+

«Сельская новь», общественно-политическая газета Талицкого городского округа

05.09.2019 08:34 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 36 от 05.09.2019 г.

«Там на неведомых дорожках…»

Автор: Анна Андреева

Меньше 100 лет назад здесь жило полтысячи человек, сегодня – 17. Сюда не ходят рейсовые автобусы, здесь нет магазина. В распутицу добраться можно только на тракторе. Деревня Серкова – мечта для последователей экотуризма? Или место, еще сохранившее первозданный вид, благодаря недоступности?

РАСПУТИЦА И БЕЗДОРОЖЬЕ

С утра небо затянуло тучами, к 10 часам пошел мелкий моросящий дождь.

- Едешь? Так не добраться нам туда, — с утра позвонила Екатерина Изюрова, начальник Вновь-Юрмытской управы. – Разве что на УАЗике…

- Еду. На месте разберемся, может, и УАЗик у вас там найдется… Где мы только не бывали, куда только свой нос не совали, — отшутилась и поехала, думая, ну, что там за дорога такая, что невозможно проехать. Дождь, не переставая, занудно стучал по крыше машины все 40 км до Вновь-Юрмыта. Зря что ли приехала? Такой материал срывается!

- Так ты на легковушке приехала! – Екатерина Михайловна встречает с порога. – На ней точно делать нечего. Так и на УАЗике, мужики говорят, не проедем… Ладно, нас уже ждут. На тракторе поедем, в ковше… — смеется…

Какие уж тут шутки. Трактор – это, конечно, уже из разряда экзотики. Но как-то совсем не до шуток. Зря приехала, точно… Прыти как-то поубавилось, но играть обратно не в наших правилах. Едем, черт с ним, на тракторе так на тракторе… Будет что вспомнить.

От Вновь-Юрмыта еще с десяток километров, на самую окраину нашего района. Вдалеке стоит бортовой УАЗик. Пошутила Екатерина Михайловна насчет трактора, уже хорошо. Пересаживаемся на «внедорожник». Предстоит проехать еще 4,5 км по размытой грунтовой дороге.

- Страшно? Не бойтесь, у меня тут резина специальная стоит, мы уже привыкли, — нас встречает местный егерь Алексей Кимаев. – Мы половину пути объезжаем по полям, чтобы совсем не разбить дорогу, особенно в распутицу. Нам бы ее хотя бы песком подсыпать…

Алексей Витальевич держит машину на дороге, заметно, что он и вслепую по ней проедет. Но мне как-то нервозно. Женская водительская привычка дает знать: то педали ищешь, то хочется схватить руль! Лучше бы на тракторе… Дорогу дождем совсем разнесло, местами глубокие колеи, глина, машину заносит, ведет из стороны в сторону, кажется, еще немного и развернет, что еще хуже — стащит в низину… А по крыше все еще – кап-кап. Сколько ехали не заметила, мне показалось, что 4,5 км длились вечно.

ЧТО ИЗВЕСТНО ОБ ИСТОРИИ

По некоторым данным, деревня Серкова основана в 1667 году. Информация о ней найдена и в переписи 1719 года. В середине 17 века вместе с основанием Вновь-Юрмытской слободы был образован церковный Приход, а в Серковой возвели Покровскую часовню. На 1926 год в деревне было 145 хозяйств, проживало 559 человек: из них 258 мужчин и 301 женщина, вероятно, в их же числе дети.

«В 2002 году в ней было переписано 95 человек, за 9 лет убыло 55 человек, и в 2011 году в ней находилось только 40…» — отмечает краевед Николай Баскаков в своей книге «Окно в тайну: топонимические заметки: деревни Талицкого района».

Сравните: 1926 год – 559 жителей, 2019-й – 17!

ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ

Деревня Серкова. Наш пункт назначения. Крайняя деревня Талицкого района. От Талицы до нее 60 км, из них 4,5 км – по «убитой» суглинистой грунтовой дороге. Дальше уже леса Байкаловского и Пышминского районов. И вот тут, кажется, в забытой Богом деревушке, живут люди. Целых 17 человек! Рейсовые автобусы ходили сюда последний раз в 1980-х годах. Магазина тоже нет. Это ж рай для нынешних модных направлений в виде экотуризма, любителей-экстремалов современной целины. А ведь попробуй выживи здесь, по сути, отрезанный от цивилизации.

Добротные старые дома стоят брошенными. Выстроенные когда-то еще в прошлом веке в расчёте на большие семьи, здания доживают последние десятилетия в одиночку. Здесь даже школа была! Когда-то. В центре деревни памятник воинам. Заботливо побеленный. Такой символ того, что жизнь здесь еще продолжается. Есть еще кому помнить о тех, кто воевал. Но улицы пустые. Ни души. Если бы не десяток овец, можно было бы решить, что вымерли все.

- Этих овец бабушка держит, огород засаживает… — поясняет Алексей Кимаев.

-???

- Да-да, ей уже под 80 лет. Она еще ворчит, когда ей сын огород пашет и широкую межу оставляет, вручную вскапывает, чтоб место зря не зарастало…

- А как она справляется? Без магазина, без аптеки… А «скорая помощь» к вам сюда как приезжает?

- Так дети помогают. А «скорая» и не ездит, нет в ней необходимости. У нас тут ФАП свой есть и медик.

- ФАП на 17 человек?

- Да, у нас и фельдшер свой — Наталья Зенкова. Если что – сразу к ней. Поэтому особо проблем нет.

Местным жителям, наверное, вообще не до болезней. Некогда просто о них думать. И не на кого рассчитывать. По словам Екатерины Изюровой, начальника Вновь-Юрмытской управы, население деревни Серковой в большей части старики. Но, судя по хозяйствам, немощными их назвать нельзя. Проезжаем мост, отремонтированный в прошлом году. Старый совсем разваливался, сгнили даже мощные опоры. Мост разделял деревню надвое, и те, кто оставался на дальнем берегу, оказывался в вакууме. Дальше вообще ничего, кроме бескрайних лесов. Благодаря главе Талицкого ГО Александру Толкачеву новый мост был построен. И это стало настоящим событием.

- Я здесь родился и вырос. Мы тут самая молодая семья, — рассказывает 46-летний Алексей Кимаев. – Троих дочерей вырастили. Одна в Екатеринбурге живет, другая – во Вновь-Юрмыте, третья школу заканчивает. Многие уехали из-за дороги, особенно у кого дети были – их же в школу возить нужно. А я вот дом построил сам и уезжать отсюда не собираюсь…

Проезжаем мимо дома Алексея Витальевича, возле ворот техника. За топливом приходится ездить в Байкаловский район или на заправку на федеральную трассу.

- У вас тоже подсобное хозяйство?

- Так этим и живем. Зарплата у егеря небольшая. Овец держим и продаем…

- Большое стадо?

- Да уж не считаю. Сотни две где-то будет. Поля окашиваем, сено заготавливаем. Раньше и сено продавали, сейчас на него спроса нет. Да и овечью шерсть приходится сжигать, никуда не принимают, производств не осталось.

УГОЛОК НЕТРОНУТОЙ ПРИРОДЫ

В поисках своего стада овец Алексей колесит по полям. Из леса то и дело навстречу целыми семьями выбегают косули. Для него привычно, а у меня глаза «выпали». Цепкий взгляд егеря все примечает: эти косули молодые, из нынешнего помета, эти — мать с тройней, тут кабан перепахал половину аккуратно окошенного поля, а вот эту березу лось ободрал и опятами не побрезговал… Настоящая дикая природа.

- У нас вечерами тут вообще зоопарк. Птицы поют, звери выходят в деревню. Косули прямо к дому подходят, особенно когда зимой сено привожу к воротам. Лоси, так те чуть ли не в окна заглядывают…

- И волки есть?

- Есть. У меня в прошлом году волки зимой 18 овец загрызли.

- Медведи? – уж не мерещится ли мне все это?

- В прошлом году следы медведя находили, но самого не видели.

Было бы сказкой, если б не все по-настоящему. Алексей Витальевич рассказывает, что его егерский маршрут составляет 43 км. Согласно зимнему маршрутному учету, на вверенной ему территории охотхозяйства обитает порядка 600 косуль, еще больше кабанов и около 100 лосей!

Заворачиваем вглубь леса. Насыпана гора свежего корма для кабанов. Солонец (выпиленное в середине бревно, наполненное солью) пустой: значит, лоси уже полакомились. Напротив, на дереве закреплена фотоловушка.

Чуть подальше на дереве из бревен оборудован самый настоящий охотничий лобаз. Из него охотятся на кабанов.

- Браконьерят у вас тут? Или в такую глушь никто не едет?

- В прошлом году в соседнем охотхозяйстве поймали браконьеров, троих лосей убили. Оштрафовали их. Мы рады всем, кто приезжает с добром. А чужой человек сюда не заедет…

Алексей по-хозяйски осматривается по сторонам. Взгляд замечает каждую мелочь. Он здесь, похоже, знает каждую тропинку и дерево. Рассказывает, что в лесу водится даже кабан-альбинос. Бережет его. Охотников, приезжающих на охоту с официальными документами, предупреждает, что альбинос под его личной защитой. Вид редкий, обладает хорошим иммунитетом к болезням, оттого и ценный.

- Вот вы представляете, что наши деды после войны вот эти поля расчищали, деревья выкорчевывали вручную, без техники. Мы их сегодня окашиваем, чтобы они не заросли бурьяном, — говорит Алексей. – Мне было бы стыдно смотреть своим предкам в глаза. Они жизнь на это положили, а мы что должны все это запустить? А вдруг вот это все еще пригодится нашим детям?... А вон, видите черную точку, там мои овцы, далеко забрели сегодня…

Выезжаем из деревни. Прямо за домом Алексея промелькнула косуля. Такое маленькое государство в государстве. Маленькая деревушка, где люди живут по своим обычаям. Годами привыкшие рассчитывать только на свои силы. И черт бы с ней с этой дорогой, если она откроет проезд для любопытных глаз, способных нарушить эту природную идиллию и самобытность. Здесь на километры в разные стороны поля и леса, раздолье. И только те, кто может ценить это, способны здесь выжить. И их всего только 17 человек…

В целом же, несмотря на удаленность, труднодоступность и малочисленность, в деревне есть уличное освещение, стационарная и сотовая связь, телефон-автомат, ФАП, оказываются услуги «Почты России», зимой дороги очищаются от снега. Без внимания жители не остаются. Мы стараемся оперативно решать их проблемы.

ОФИЦИАЛЬНО

ЕКАТЕРИНА ИЗЮРОВА, НАЧАЛЬНИК ВНОВЬ-ЮРМЫТСКОЙ УПРАВЫ:

- В этом году на наше обращение по поводу ремонта дороги, мы получили ответ от ГКУ Свердловской области «Управление автомобильных дорог». Из него следует, что автомобильная дорога общего пользования регионального значения Свердловской области «д. Кокуй-д. Серкова» является дорогой V технической категории с переходным типом покрытия, находится в недопустимом транспортно-эксплуатационном состоянии, требующем проведения работ по реконструкции. Для выполнения строительно-монтажных работ требуется наличие разработанной проектной документации. Объект включен в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области, в отношении которых планируется разработка проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт в 2018-2020 годах, утвержденный распоряжением Правительства Свердловской области от 12.09.2018 года № 550-РП. Планируемый срок проведения электронного аукциона по указанному объекту 2020 год. Реконструкция автомобильной дороги д. Кокуй – д. Серкова на территории Талицкого ГО предусмотрена государственной программой «Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года». Планируемый срок выполнения работ – 2022 год.

Отдельная благодарность жителям деревни за то, что помогают в благоустройстве территории, поддерживают её в надлежащем состоянии.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.