Меню
16+

«Сельская новь», общественно-политическая газета Талицкого городского округа

05.11.2020 15:59 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45 от 05.11.2020 г.

Сапоги с биографией

Автор: Алена Берсенева

Контрафакт это или фирменный товар? «Честный ЗНАК» поможет узнать «подноготную» маркированного товара.

В конце этого года вступает в силу очередной запрет на продажу товара без маркировки. С 15 декабря 2020 года нельзя будет продать или купить без маркировки автомобильные шины, а с 1 января 2021 года обязательной маркировке подлежит одежда из натуральной кожи, блузы, пальто, куртки, плащи, постельное белье и текстильные принадлежности для кухни. Почему маркировка стала так обязательна для многих групп товара и так основательно «клеится» на всё продаваемое?

К ИСТОКАМ…

Первый контроль за процессом доставки товара от производителя до потребителя начался с продажи алкогольной продукции. В 1995 году Госдумой был принят ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», целью которого, ожидаемо, была защита экономических интересов Российской Федерации. Позднее в 2005 году во ФГУП «Научно-технический центр «Атлас», подведомственном ФСБ, программистами была разработана специальная Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), которая и сегодня даёт возможность дистрибьюторам законно принимать, а в дальнейшем и реализовать крепкие напитки, вино, пиво, сидр в розницу.

На этом маркирование товара в России, конечно же, не закончилось, а только начало набирать обороты. В декабре 2017 года с одобрения Президента РФ начинает работу Национальная единая система маркировки товаров «Честный ЗНАК». Эта система призвана четко регламентировать сроки и процесс цифровой маркировки товара.

СОБСТВЕННО ПРОЦЕСС

Прежде чем рассказать о самом процессе маркировки, обратимся к уникальной форме самого кода. Каждому из нас сегодня визуально знаком некий код со множеством маленьких квадратов, расположенных в хаотичном порядке внутри самого знака. Это код Data Matrix (от англ. «матрица данных»). Форма была выбрана не случайно, так как она проста в генерации и считывании. Отметим, что создать этот код самостоятельно практически невозможно, да и попросту запрещено. Получить его возможно только в «Центре развития перспективных технологий» (ЦРПТ). Для каждой единицы товара создается свой уникальный код, двух одинаковых идентификаторов в системе существовать не может.

Как же, собственно, происходит сам процесс? Давайте проследим историю появления туфель в гардеробе. На обувной фабрике шьют пару туфель, далее производитель создает подробное описание товара, заказывает в ЦРПТ уникальный код и присваивает его продукции. После производитель отпечатывает код и размещает его на коробке с товаром. Дистрибьютор (продавец) получает товар с уникальным кодом и выставляет его на продажу. Придя в магазин, покупатель может не только примерить туфли, но и с помощью специального приложения в смартфоне «Честный ЗНАК» узнать всю «подноготную» маркированного товара. Кстати, «заморские» товары также маркируют и делают это до прохождения таможенных процедур, в противном случае «приглашение» на российский рынок будет просто отклонено.

А ТОЧНО ЛИ ТОВАР

МАРКИРОВАННЫЙ?

Существует два способа проверки маркированности товара. Первый – внимательно рассмотреть упаковку товара, на которой вместе с привычным штрих-кодом будет размещен код типа Data Matrix. Второй – изучить чек, который вы получите после совершения покупки; напротив маркированного товара в чеке будет отображаться символ «М».

КАК МНОГО МАРКИРОВАННЫХ ТОВАРОВ СЕГОДНЯ?

В России обязательная маркировка товара вводится поэтапно, и, согласно планам Правительства РФ, полная прослеживаемость товара будет возможна в 2024 году. На сегодняшний день маркированными должны быть алкогольная и табачная продукция, медицинские препараты, обувь и обувные товары, одежда из натурального меха. Планируется присвоить уникальный код фотоаппаратам и лампам-вспышкам, шинам и покрышкам, духам и туалетной воде, молоку и молочной продукции, креслам-коляскам, велосипедам.

ЧТО НА НАШИХ ПОЛКАХ?

Мы решили проверить готовность обувных магазинов нашего города и магазинов с отделами продаж обуви к реализации маркированного, значит, и качественного товара. В магазинах «Галактика», «Кари», «Каприз» ярлычки с кодом Data Matrix можно увидеть на самой паре обуви, на прикрепленной к нему этикетке или на товарном ярлыке. При сканировании кода через приложение «Честный ЗНАК» на экране телефона отображалась вся «биография» обуви: наименование товара, производитель, бренд, страна производства, материал, из которого отшита пара обуви, даже цвет и размер! Подобную процедуру мы проделали и в магазине «Шок цена» — большая часть товара оказалась замаркирована. Но под сомнением осталась обувь, размещенная в торговом зале в больших металлических сетчатых контейнерах. Никаких ярлычков с кодом Data Matrix мы не увидели ни на комнатных тапочках, ни на сланцах, ни на летней тряпичной обуви. Что это? След времени былой торговли или последняя возможность тихонечко сбыть пару сотен контрафакта?

И ЧТО ИМ ЗА ЭТО БУДЕТ?

Вообще если на товаре нет кода, то для индивидуального предпринимателя может наступить как административная, так и уголовная ответственность. За продажу немаркированного товара – штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а юридические лица рискуют быть оштрафованными аж до 300 000 рублей.

А ЗАЧЕМ НАМ ЭТО?

Предполагается, что из процесса маркирования товара выгоду получат все: государство, производитель и покупатель. Государство защитит свои экономические интересы, сделает еще один шаг в борьбе с «теневым» бизнесом и коррупцией, вернет в бюджет миллионы налоговых поступлений, наладит систему контроля качества производства товара, увидит, наконец, реальную экономическую картину. Производители смогут увеличить объемы производства аж до 40%. А мы с вами, дорогие таличане, будем иметь реальную возможность приобрести проверенный на качество и соответствие всем ГОСТам товар.

КОММЕНТИРУЕТ ТАТЬЯНА БАЁВА, ДИРЕКТОР БУХГАЛТЕРСКОЙ КОМПАНИИ ООО «ТД В КВАДРАТЕ»:

- Маркировка товара проходит в несколько этапов. Сначала производителям и предпринимателям дается некоторое время, чтобы распродать всю немаркированную продукцию. Далее в установленный срок ее сбыт прекращается, и производители начинают маркировать свой товар. Всё, что не было вовремя распродано, должно быть либо замаркировано, либо изъято из оборота. В среднем, у производителя есть 6 месяцев, чтобы перестроиться на систему обязательной маркировки. Поэтому, если индивидуальный предприниматель в дальнейшем продолжает работать с ответственным поставщиком/производителем продукции, проблем с продажей маркированного товара не будет. Есть только одно условие – индивидуальный предприниматель должен быть обязательно зарегистрирован в госсистеме «Честный ЗНАК», чтобы приобрести маркированный товар. Возникает следующий вопрос: отразится ли процесс маркирования на стоимости товара? Да, марки платные, поэтому, я думаю, что будет определенное увеличение стоимости продукции. Пусть небольшое, но для тех производителей, чей товар исчисляется миллионами единиц, увеличение окажется существенным.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.