Меню
16+

«Сельская новь», общественно-политическая газета Талицкого городского округа

21.02.2020 09:10 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 20.02.2020 г.

Память дороже денег

Автор: Анна Андреева

Закон разделил ветеранов войны на умерших до 12 июня 1990 года и после этой даты…

- Участникам войны за счёт государства ставят памятники. Я, когда узнала, куда только не писала. Ответов так и не дождалась, — рассказывает Лидия Квашнина, дочь умершего ветерана ВОВ Лаврова Петра Прокопьевича. — В военкомате мне сказали, что памятники, оказывается, бесплатно ставят не всем ветеранам, а только тем, кто умер после 1990 года. Мне очень обидно за отца: он прошёл всю войну, но вот умер не вовремя, поэтому памятник не заслужил. Чем он хуже тех, кто также воевал на фронте, но зато умер в «нужное» время?

И, правда, чем? Лавров Петр Прокопьевич родился в 1924 году в деревне Уэцкой. Ушел на фронт в 18 лет: в 1942 году призван Талицким райвоенкоматом на службу. Попал сразу на передовую под командование К.К. Рокосовского и Р.Я. Малиновского. На южном участке фронта шла ожесточенная битва за Сталинград. В рядах атакующих тогда бежали даже легкораненые солдаты. Выполняя боевые задания, Петр Прокопьевич собирал разведданные, прыгал с парашютом. После тяжелейшей контузии и госпиталя, 23 апреля 1945 года он был представлен к награде и получил медаль «За отвагу» и звание «Гвардии младший сержант».

Он умер в 1980 году, в деревне Б-Катарач, в возрасте 56 лет. 16 февраля исполнилось 40 лет со дня его смерти. Последние годы его дочь, Лидия Петровна, писала во многие структуры, но ответа так и не дождалась. Она считает несправедливым то, что закон разделил ветеранов на умерших до 12 июня 1990 года и после этой даты.

В соответствии с Указом Президента РФ от 03.03.2007 N 270 «О некоторых вопросах увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы» за счет средств федерального бюджета изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники на захоронениях участников Великой Отечественной войны либо ветеранов боевых действий, погибшим (умершим) после 12 июня 1990 года. Изготовление и установка надгробных памятников для указанной категории лиц, погибших (умерших) до 12 июня 1990 года, действующим законодательством не предусмотрено.

На самом деле этот вопрос весьма болезненный для родных умерших ветеранов ВОВ. В 2015 году эта проблема обсуждалась на уровне парламентариев. Даже был разработан законопроект, предусматривающий снятие всех временных ограничений: разработчики проекта предлагали обязать государство устанавливать надгробные памятники, погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий вне зависимости от даты их смерти. Были направлены соответствующие запросы во все военные комиссариаты, находящиеся на территории РФ. Ответы поступили от военкоматов только 71 субъекта РФ, из которых следует, что на территории России как минимум 1 810 823 захоронения участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, погибших (умерших) в период с 9 мая 1945 года по 12 июня 1990 года, которым не установлены надгробные памятники. С учетом не поступившей информации, можно сказать, что общее количество указанных захоронений составляет порядка 2 миллионов. Оценив масштаб затрат, законодатели, похоже, задвинули законопроект на дальнюю полку, а предлагаемые изменения так и не были претворены в жизнь. Только представьте: государство должно взять на себя оплату по установке 2 миллионов надгробных памятников ветеранам Великой Отечественной войны!

Тема бесплатных памятников для ветеранов ВОВ, как благодатная почва для спекуляции политиков разных уровней. Ее поднимают на обсуждение практически каждый год, но дальше разговоров дело не идет. Например, в 2017 году рассмотрение аналогичного законопроекта было перенесено, вероятно, потому что было стыдно его отклонять накануне 9 мая. И тогда речь шла о 50 млрд. рублей, которые, предположительно, потребуются из бюджета.

А сейчас опустимся на землю. Пройдемся по любому кладбищу, там, где стоят старые памятники с выцветшими фотографиями (или без них), с табличками, на которых уже не видны ФИО, но с красными звездами. Там захоронены участники ВОВ. Не все их могилы обихожены, далеко не все…

9 мая мы услышим много хороших слов в адрес живых ветеранов и уже ушедших с трибун всех уровней. Нам расскажут об их заслугах, их подвигах. На словах расскажут, как уважают. На деле – покажут кино, организуют парады, запустят салюты. А сотни тысяч могил так и будут стоять с покосившимися надгробиями, потому что у государства так и не нашлось денег персонально увековечить память своих солдат…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.