Меню
16+

«Сельская новь», общественно-политическая газета Талицкого городского округа

14.10.2021 21:12 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 14.10.2021 г.

Рапство пчел?!

Автор: Анна Андреева

Производители рапса посчитывают прибыль, а пчеловоды – убытки.

Только за год из-за применения пестицидов в Свердловской области погибло 15% пчел. Мор пчел прошел и в Талицком районе.

«ЭТО МОЙ ТРУД И МОЕ ГОРЕ…»

Массовый падеж пчел в этом году случился в деревне Шевелевой Завьяловской управы. Мария Михайловна Хомутинина 30 лет занимается пчеловодством, но в этом году ее настигла настоящая беда. Из 28 семей пчел погибло сразу 20!

- Мы начинали с 2 семей. За эти годы вырастили 28! Это большой труд! Ведь пчеловодство – это не просто сбор меда летом. Это ежедневный, круглогодичный труд, — делится Мария Михайловна. – Дело даже не в меде, который мы не собрали этим летом. Дело в пчелах, в матках, которые погибли! Это мой труд и мое горе!

В конце июня Мария Михайловна на своей пасеке обнаружила огромное количество мертвых пчел. Созвонилась с соседями по Завьяловской управе: у 9 пасечников, по ее словам, также погибли пчелы. Стали разбираться! Выяснилось, что соседние рапсовые поля обработали химикатами как раз в период медосбора. Жители забили тревогу, вызвали правоохранительные и надзорные органы. Забегая вперед скажем, что разбирательства ни к чему не привели, а сама Мария Михайловна получила лишь одни отписки, которые сводились к тому, что гибель пчел ничем не подтверждена, считай — не доказана.

- Мы обзвонили лаборатории в Москве, Казани, Воронеже. Но нигде не оказалось реактивов для проведения экспертизы, — говорит женщина. – Поняв, что нечем подтвердить гибель, махнули рукой. Пусть будет на совести у того, кто это сделал. Понимаете, я столько лет занимаюсь пчеловодством и ни разу с таким не сталкивалась. Я даже предположить не могла, что поля возле нас засеяны рапсом, потому что его тут никогда не выращивали! Ну, даже зная о предстоящей обработке, что я могу сделать? Перевезти 28 ульев в другое место? Как это можно провернуть нам самим? Мне 75 лет, деду еще больше! Закрыть ульи? Это практически невозможно. Пчелы лезут из всех щелей, их ничем не удержать! В жару в закрытом улье они просто зажарятся!

Марии Михайловне больше всего обидно за то, что сотрудники сельхозпредприятия прекрасно знают о ее пасеке, ведь поля с рапсом совсем рядом с ульями. Неужели нельзя было просто, по-соседски, предупредить об обработке? Для своих коров пенсионеры специально купили электронных пастухов, чтобы скот не вытаптывал засеянные поля. Так почему же с другой стороны никто не проявил осмотрительность?

Если говорить о потерях, то они весьма ощутимые. За сезон с каждого улья пенсионеры накачивают до 35 фляг меда. С каждой фляги выходит до 13 трехлитровых банок меда. Такая банка стоит порядка 2 тысяч рублей. Если все сложить и умножить, то это хорошее подспорье и… большой убыток.

- После того, как о моей беде написали в газете, мне позвонили и с поселка Комсомольского. Пасечник рассказал такую же историю: у сына погибло 36 семей, а у него самого — 10. Спрашивал, чем закончилась моя история? — говорит Мария Михайловна. – А ничем не закончилась, как видите. Будут вот так сеять рапс и пчел не станет совсем…

КСТАТИ Летом нынешнего года Россельхознадзору вернули право контролировать рынок химикатов по всему спектру — от производства до использования. Ведомство планирует с 2022 года запустить специальную информационную платформу на базе системы «Цербер», где, в частности, сельхозпроизводители должны будут указывать в режиме онлайн, когда и какой препарат используют на полях. Так ведомство намерено снизить химическую нагрузку на пашню, а заодно позаботиться о пчелах.

ПОСЕВЫ УВЕЛИЧАТ!

В Талицком ГО рапс выращивают пока точечно. Но в последние годы тенденцию подхватывают все больше аграриев. В этом году поля засеивали рапсом СПК «Труд», ПСК «Колос», ЗАО «Талицкое» и КФХ Глазырин М.В. Территориально – это с. Завьяловское, с. Балаир, д. Антонова. Площадь посевов достигает 1432 гектара. И с каждым годом эти площади будут расти. Все потому, что рапс слишком привлекателен в цене. Так с 1 гектара можно собрать до 30 центнеров рапса и даже больше. Для сравнения: средняя урожайность зерновых с 1 га составляет 18,2 центнера. Интересен рапс и в плане нормы высева. Так для посева 1 гектара рапса нужно всего 2-6 кг семян, в то время, как для зерновых от 2,5 до 3 центнеров. А стоимость маслосемян рапса достигает 60 рублей за 1 кг. В то время, как цена 1 кг пшеницы всего 16-20 рублей. Рентабельность рапса очень высокая, как видите. Поэтому ожидаемо, что сельхозпредприятия будут наращивать его производство и увеличивать площади посевов. В Талицком ГО на следующий год прогнозируют увеличение площади, как минимум в три раза! Об этом нам рассказал Владимир Берсенев, начальник Талицкого Управления агропромышленного комплекса. Но высокая урожайность рапса невозможна без обработки полей. Так, например, капустная моль способна за сутки съесть поле в несколько гектаров. Если упустить сроки обработки, то можно запросто потерять весь урожай! Поэтому борьба с вредителями, сорняками и болезнями начинается с самого посева. Сельхозпроизводители не имеют права обрабатывать поля без специального разрешения. За этим ведется жесткий контроль, начиная с проверки семенного материала, заканчивая урожаем. Кроме того, препараты-химикаты стоят слишком дорого, чтобы применять их без лишней необходимости.

Между тем, 29 июня 2021 года в силу вступил закон №409-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации». Он обязывает аграриев не менее чем за трое суток до начала обработок полей оповещать всех владельцев пасек в радиусе 7 км. У пасечников должно быть время, чтобы предпринять меры и сберечь свои ульи. А то ведь получается замкнутый круг. Производитель рапса должен понимать, что без опыления он не получит достаточного количества семян, а пчела – это опылитель. И если у пасечника гибнет пчела, то сельхозпредприятие рискует остаться без урожая. Вот и получается, что в итоге все зависят друг от друга! Поэтому находить общий язык друг с другом все-таки придется.

По данным Талицкого Управления АПК, на территории округа официально зарегистрировано 11 пасек. В среднем это порядка 200 ульев. На самом деле пчеловодов в разы больше, но они предпочитают не распространяться о своем увлечении, поэтому оценить объемы гибели пчел от обработки рапсовых полей химикатами очень сложно...

МЕЖДУ ТЕМ, …

Башкирия отказывается от рапса. Глава минсельхоза Башкирии признал, что выращивание рапса убило пчёл.

Минсельхоз Башкирии не планирует наращивать производство рапса в регионе, сообщил на брифинге заместитель премьер-министра, министр сельского хозяйства Башкирии Ильшат Фазрахманов. В прошлом году пчеловоды массово жаловались на потраву пчёл фермерами, которые обрабатывали ядохимикатами посевы рапса.

«Не вижу причин наращивать производство рапса, потому что это тяжёлая культура, которая требует компетенций, её нужно постоянно защищать от насекомых-вредителей, – прокомментировал министр сельского хозяйства. – Пока наши аграрии учились его возделывать, в 2019 году перепробовали 4-5 видов средств защиты растений. Многие насекомые, в том числе и пчёлы, погибли…».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.