Меню
16+

«Сельская новь», общественно-политическая газета Талицкого городского округа

04.11.2021 15:51 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 04.11.2021 г.

В детском омуте…

Автор: Анна Андреева

«Когда спрашивают сколько у меня детей, я отвечаю на автомате – 294…», — Екатерина Лемешева.

«В жизни ребенка должен быть значимый взрослый, которому он доверяет. Классно, если это родитель. Но это не всегда так…»

У детей нынче очень популярны странные приспособления – поп-иты, симпл-димплы, сквиши. Переводя на доступный нам с вами язык – это антистресс игрушки, которые снижают психологическое напряжение. Они выпускаются промышленными масштабами. Но ведь если зайти с другой стороны, то интересно даже не то, почему антистресс-игрушки вдруг стали так востребованы детьми, а причины, по которым наши дети живут в таком стрессе! Родители скажут: ну, очередная модная тик-токовая блажь, хорошо, что дешевая. Психологи отметят: это сигнал, на который мы должны отреагировать. Но мы не замечаем. Впрочем, как всегда…

СЛУЧАЙ БЕЗ ВНИМАНИЯ

Ты маленький мальчик/девочка. Со средней успеваемостью. У тебя не самая модная одежда и не самый дорогой телефон. Ты обычный ребенок, которого почему-то невзлюбил кто-то из одноклассников. Или несколько. Или весь класс. И каждый поход в школу, как на войну. Учителя? А что учителя... Их задача учить, у них учебный план. Администрация школы? Ну, вызовут на ковер обидчиков, может быть, даже и их родителей. Обсудят, сделают внушение. Поможет разве? А твоя жизнь все сложнее. И даже невинные шутки воспринимаются как оскорбления.

- Мам, меня в школе лохом назвали…

- Ну, ты же не лох!

- Нет.

- Ну, и не обращай внимания….

Или обзови в ответ. Нет. Поэтому ты дерешься. Но тебя наказывают. Мама идет в школу, а ей говорят, что сына обозвали и он подрался. Сделают внушение, что драться и обзываться нельзя. Поможет? Нет. Круг замкнулся. Как замыкается много десятков лет. Один ребенок будет тихо страдать, другой махать кулаками. А третий поступит, как пермский шестиклассник, который из-за травли открыл в школе стрельбу из карабина. Примеры есть и все они на виду. Только за 2 недели посетители Яндекса целенаправленно запросили в поиске информацию о пермском событии более 210 тысяч раз!

Сколько должно произойти таких примеров, чтобы мы, родители, и учителя, осознали, что бесполезные советы типа «не обращай внимания», «будь умнее», «дети, перестаньте обзываться» не дают никакого эффекта кроме обесценивания? Кто в школе должен пресекать буллинг и решать конфликты? Сколько еще должно произойти ситуаций, чтобы взрослые услышали?

Сегодня обсудим серьезную и многогранную тему. Как распознать первые звоночки опасного поведения подростков? Что делать, чтобы не пустить ситуацию на самотек и не оставить ребенка один на один с проблемой, которая для него может стать настоящей трагедией? Обсуждаем с Екатериной Лемешевой, директором Троицкой школы № 50. Сразу отметим, что Екатерина Владимировна имеет большой практический опыт в области подростковой психологии и 16-летний педагогический стаж работы. Окончила три вуза, получив образование по юриспруденции, педагогике и психологии. Человек увлеченный и неравнодушный, который «горит» своей работой. С Екатериной Владимировной мы попробуем охватить необъятное и рассказать о самом важном для каждого из нас.

ТРЕВОЖНЫЙ СИГНАЛ –

ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ

- Екатерина Владимировна, на входе в школу сидит охранник. Даже как-то не по себе стало. Вахтеры как-то привычнее для нас, а тут человек в форме…

- У нас с 1 октября ведется охрана лицензированным частным охранным предприятием. Охранник следит за порядком, ведет обход территории и здания школы, не допускает въезд постороннего транспорта, либо досматривает его. Если пришли гости без предупреждения, то дальше поста охраны они не пройдут. И да, он имеет право применять физическую силу в случае необходимости. К 1 февраля у нас появится контрольно-пропускной пункт с рамкой, которая может быть заблокирована охранником. Эти меры безопасности обойдутся нам в 250 тысяч рублей. Но сейчас это необходимо.

- Особенно актуально на фоне трагических ситуаций, которые разыгрываются в разных школах с завидной регулярностью. Как показывает практика, происходят они на фоне травли детей в школах… Но как не довести ребенка до края и предупредить такие последствия?

- Попытки буллинга всегда имеют место. Мы проблему травли признаем. Она есть, она реальна. Ее нужно предотвращать и решать. Мы активно работаем с родителями, а все педагоги знают индикаторы поведения буллера. Мы знаем, кто может быть агрессором.

- На что обращаете внимание?

- В первую очередь, агрессию могут спровоцировать жестокие или жесткие методы воспитания в семье. Ребенок, подвергающийся насилию дома, рано или поздно принесет это насилие в школу. Поэтому мы стараемся такие ситуации держать на контроле. Еще один индикатор – вызывающее поведение в школе. Очень часто буллеры – это дети с хорошо развитыми лидерскими качествами. Качества личности, особенности характера можно анализировать и отслеживать по различным видам социометрии, различные виды социально-психологических тестирований позволяют установить комфортно ли ребенку в школе, склонен ли он к агрессии, подвергается ли он насилию в школе или дома. Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, учителя постоянно анализируют поведение детей, если что-то в поведении ребенка вызывает у нас беспокойство – мы не оставляем случай без внимания, выясняя в чем причины и прорабатывая его. Независимо от трагических событий, мы проводим мониторинг эмоционального состояния детей, их досуга, занятости, интересов в соцсетях.

- Мониторите соцсети?

- Да. У нас небольшая наполняемость классов, все дети дружат друг с другом в соцсетях, мы тоже с ними дружим. Поэтому не сложно заметить, что они постят или отмечают, каким контентом интересуются. А еще могу посоветовать родителям для контроля за соцсетями детей программу «Герда Бот». Она покажет, чем занимается ваш ребенок в социальных сетях. Любой пользователь может загрузить в специальную строку ссылку на социальную страницу, после чего бот покажет, состоит ли он в деструктивных группах, например, 18+, про зацепинг, депрессию, педофилию, оружие, суицид, насилие и стрельбу в школе. Причем, программа по IP адресу может проанализировать даже закрытые аккаунты ребенка. Система в режиме реального времени проводит мониторинг опасных групп из специальной базы. И как только среди участников находит аккаунт ребенка, родитель получает сообщение (sms или email) с информацией о данной группе.А еще я, как мама, могу проверить тех людей, с кем дружит мой ребенок в соцсетях. Классные руководители тоже используют эту программу для мониторинга. Конечно, тревожные звоночки бывают, что скрывать…

- Как реагируете?

- Я всегда призываю не паниковать, не гипертрофировать. Если что-то выявилось, прошу мне показать. Мы должны провести совместную комплексную оценку вместе с классным руководителем, педагогом-психологом и социальным педагогом. Чтобы определить, как поступить правильно. Какой будет алгоритм действий? Вот, например, кто-то постит контент с матерными словами. Мы это не поощряем и считаем нужным отреагировать. Я, как правило, приглашаю ребенка к себе в кабинет. Дети со временем забывают, что мы дружим в соцсетях и я могу увидеть их нелицеприятные посты. Я против карательных мер. Можно заставить убрать пост, а можно обсудить. Говорю, что пост выложил ты, а стыдно мне. Мы должны обсудить мотивы, понять почему он это сделал. На «автомате», потому что понравилось или есть другие причины. А если это депрессивный контент, например, картинка смерти с косой? У нас был случай, когда ребенок постил фото крестов и могил… Я не могу пройти мимо, если это вижу. В таких случаях, конечно, приглашаю родителей на беседу, выясняю в курсе ли он или нет, чтобы понять в чем причина поведения. Такая картинка для меня– это индикатор, сигнал к разговору. Всегда можно надавить, заставить ребенка удалить пост и считать, что работа сделана, результат достигнут, но для меня это непрофессионально, не правильно – всегда нужно понимать, в чем была первопричина и разрешена ли проблема, которая сподвигла ребенка к подобному поступку.

- Многие взрослые, наверное, даже не придадут значения и не станут вникать... Насколько это может быть серьезно и на что обратить внимание?

- В беседе с родителями мы проговариваем алгоритм действий: что будут делать они, а что мы. Конечно, в случае депрессивного контента, нужно выяснить были ли трагические события в семье. Если были, то не замалчивать и не убегать от проблемы, а помочь справиться. Анализируем, как изменилось поведение ребенка, стал ли он замкнутым, агрессивным. Обращаем внимание на самоповреждающее поведение. Проявляет ли он интерес к новостям о школьных стрелках. Но в то же время мы не должны спровоцировать интерес. Ведь если его подогреть, что сейчас делают СМИ и интернет, то можно включить ребенка в любою систему абсолютно чуждой ему ранее ценности. В некоторых случаях может потребоваться более глубокая психолого-педагогическая диагностика, которую мы можем провести с согласия родителя или консультация психолога.

- Беда с родителями. Они разучились разговаривать и слышать детей…

- Доверительные отношения – это лучшая профилактика. Я стараюсь их выстраивать со своими учениками. Когда спрашивают сколько у меня детей, я отвечаю на автомате – 294… Иногда ребята приходят со своими проблемами, рассказывают то, чего не сказали бы своим родителям. Плачут… Любые не хорошие последствия – это личная душевная травма. В жизни ребенка должен быть значимый взрослый, которому он доверяет, который не подорвал его доверие. Классно, если это родитель. Но это не всегда так…

- Что делать, если на индикаторы/сигналы не реагируют учителя? По сути, ребенок в школе остается один на один со своей проблемой! Взять, например, ту же травлю в классе…

- Буллинг очень часто провоцируют педагоги. Когда они, к примеру, видят, что ребенка обижают одноклассники и игнорируют эти сигналы. Для ребенка нет ничего страшнее, когда его не слышат, объявляют бойкот. Что делать, если нет поддержки в школе? Родителям не отмахиваться, поговорить, обсудить. Снять чувство вины и продемонстрировать готовность ему помочь. Понять какой выход он сам видит. Поменять школу? Хорошо. Но важно понять почему он стал жертвой буллинга и попробовать устранить причину. Но если нет помощи со стороны педагогов, то противостоять бессмысленно. Если все закрывают глаза и делают вид, что ничего страшного не происходит, то ребенка нужно изымать из этой среды и менять школу. Для меня есть вещи, мимо которых нельзя проходить.

- Вы не только директор школы, педагог и психолог. А еще и юрист. Знание законов на практике применяете?

- Я всегда могу оценить ситуацию, в том числе и с юридической стороны. У нас в школе такая традиция: любая информация об асоциальном поведении, о том, что происходит в семье, жалобы ребенка, это повод для нашей реакции. Но без травматизма и субъективизма. Вот сегодня мы узнали, что ученики хотели покурить в классе, принесли курительное устройство, будучи абсолютно уверенными, что раз это не сигареты, то в школе можно. (Екатерина Владимировна достает из стола устройство для электронных сигарет). Поставили в известность родителей. Отдам устройство только взрослым, но они пока не объявились. Понимаете, дети всегда ищут границы дозволенного, хотят узнать реакцию. Да, можно прийти в кабинет, потребовать, чтобы показали сумки, вывернули карманы, отнять устройство, поставить на учет. Но я предпочитаю договориться по «хорошему», объяснить ребятам риски и последствия, даю возможность им самим оценить свое поведение и принять ответственное решение. Мы хорошо знаем своих детей, кто, куда будет поступать в будущем. Прекрасно понимаем, что порой ошибки, допущенные в поведении (курение в школе, драка, конфликтное поведение, аутоагрессивное поведение) могут «закрыть» многие дороги в будущем. Поэтому мы всегда даем ребенку возможность услышать наши переживания о его будущем, рассказываем о последствиях. У нас есть старшеклассники, которым 16-17 лет, которые курят дома, это им позволяют родители, им бессмысленно угрожать, что вызовем родителей. Объясняем, что на территории школы курение запрещено, что это административная ответственность. Вообще от участия родителей в жизни ребенка зависит очень многое, даже в самых сложных случаях при поддержке семьи и правильно организованной работе школы положительный эффект есть всегда. Но там где нет поддержки семьи, работа в 60-70% случаев не приносят результата. Но остается 30-40 % которым мы помогаем и ради них стоит прилагать усилия. В работе мы не стесняемся обращаться за помощью к нашим социальным партнерам, правоохранительным органам, когда видим, что нашего влияния не хватает. Понимаете, мы учителя – женщины, мы относимся к ученикам, как к своим детям, стараемся мягко, сглажено. Этого не всегда достаточно. Поэтому сотрудники полиции нужны, как представители органов власти, чтобы придать более серьезный смысл действиям, чтобы дать понять, что шутки кончились, могут наступить последствия.

- Екатерина Владимировна, спасибо за беседу. В современном мире уже и не знаешь, каких специалистов не хватает в школе — учителей астрономии или психологов…

Фото из архива Е.В. Лемешевой.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.