Меню
16+

«Сельская новь», общественно-политическая газета Талицкого городского округа

07.04.2022 18:31 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 07.04.2022 г.

Первый «Народный»

Автор: Свердловский областной Дворец народного творчества.

Узнаем на страницах «СН» об истории народного театра…

Народный театр в СССР — это высшая форма театральной художественной самодеятельности. Первые театры со званием «народный» появились в СССР с 1959 года — в клубных учреждениях государственной сети (ведомство Министерства культуры РСФСР), в клубных учреждениях профсоюзной сети (ведомство ВЦСПС) — с 1961 года. Звание «народный театр» присваивалось успешным самодеятельным театрам с постоянной труппой, полноценным в идейном и художественном отношении репертуаром, располагающим необходимыми условиями для подготовки спектаклей, выступлений и учебно-воспитательной работы. Таким театрам выделялось даже государственное финансирование.

В 1959 году любительскому театру Талицкого Дома культуры было присвоено почетное звание «народный театр» — первому самодеятельному коллективу в Свердловской области!

Талицкий рабочий клуб, построенный в 1912 году хозяином винокуренного завода А.Ф. Поклевским-Козелл, посещали все жители города. В нем имелся зрительный зал, игровые комнаты для кружковых занятий. Рядом с рабочим клубом имелось еще одно здание, также построенное Поклевским-Козелл, в котором постоянно работала театральная труппа и ставили спектакли для населения: пьесы Островского, Чехова, Андреева, Семенова. Народный (рабочий) театр ставил не только спектакли, но и оперы, оперетты. Содержался он также владельцем завода.

Драмкружком в разные годы руководили Мордвинов, Плотникова, Чемоданов В.В…

С 1932 года режиссером театрального коллектива рабочего клуба стала Давыдова Фатина Николаевна. Она сумела не только поставить на сцене многие сложные пьесы, но и создать крепкий коллектив самодеятельных артистов.

Первый ее спектакль – «Луна слева», по одноимённой пьесе В. Билль-Белоцерковского, был небольшой, прошел удачно. Затем были спектакли по пьесам А.Н. Арбузова — «Шестеро любимых» и «Дальняя дорога», А.Н.Островского — «На бойком месте» и «Правда — хорошо, а счастье лучше».

В 1933 году к августовскому учительскому совещанию силами только учителей был поставлен спектакль А.Н. Островского «Бедность не порок». Роль Любима Торцова исполнял директор школы Иван Степанович Лебедев, Коршунова – инспектор Районо Покрышкин…

В 1935 году коллектив ездил в Москву на 1-ю Всесоюзную Олимпиаду с отрывком из пьесы Ф.Шиллера «Коварство и любовь» и с несколькими концертными номерами.

«Спектакли и концертные номера ставили постоянно, обслуживали партийные конференции, встречи избирателей с кандидатами в депутаты в Верховный Совет РСФСР, СССР. Однажды для делегатов районной партийной конференции была приготовлена пьеса М.Горького «Последние». Конференция закончила свою работу в 12 часов ночи, артисты ожидали, находясь в кабинете директора клуба. Спектакль закончился в три часа утра. Никто не ушел, все с интересом смотрели» (из воспоминаний Чеканниковой А.Ф., ветерана педагогического труда, участницы клубной самодеятельности).

Некоторые спектакли (оперетты) шли в музыкальном сопровождении духового и струнного оркестра (руководитель — М.И. Афанасевич), вокалом руководил А.М.Дорофеев. Костюмы шили Долганова (мать Степановой Е.В. – участницы коллектива), Бородина (мать жены директора клуба Чемоданова), Кривцова, «тетя Оля». Заимствовали костюмы у знакомых, пользовались и своими.

В 1941 году Чемоданов Вениамин Васильевич ушёл на фронт, а в 1942 году погиб под Ельней. Директором клуба была эвакуированная Катон… В годы войны клуб продолжал работать. Агитбригады, хор обслуживали как таличан, так и ездили в деревни. В 1946 году директором клуба был назначен бывший активный участник художественной самодеятельности Крошкин Василий Михайлович

Драматическим кружком одно время руководила Первушина Эмилия Вадимовна…Липина Ида Анатольевна вспоминает, что ходила на занятия кружков с большим желанием, так как в клубе было весело, интересно. Посещаемость была полная, во всем проявлялась дисциплина, подтянутость, аккуратность. Пример подавал Василий Михайлович Крошкин, он всегда был в клубе, и днем, и вечером. Клуб работал каждый день, не закрывался. В конце 40-х годов-начале 50-х над учреждениями культуры Талицкого района шефствовали Свердловские театры. В Талицу приезжали артисты Свердловской музкомедии, драмтеатра: были не только спектакли, но и встречи с самодеятельными актерами, проводились практические занятия, консультации.

Одним из первых профессиональных режиссеров в Талицком театральном коллективе была Ольга Павловна Розина, актриса Свердловского драматического театра. Народный театр много выезжал не только в близлежащие районы, но и во многие города области. Спектакли таличан были показаны по Свердловскому и Пермскому телевидению. А спектакли «О личном» В. Пистоленко и «Ради своей жизни» В. Лавренева были записаны на радио.

Более 20 лет коллективом руководил выпускник Московского театрального училища имени М. Щукина Владимир Афанасьевич Струков, считавшийся очень опытным, ищущим режиссером…

Народный театр оставил яркий след в культурной жизни района. В его репертуаре значились «Поздняя любовь», «Гроза», «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского, «В поисках счастья» В. Розова, «Барабанщица» В. Салынского, «Стряпуха» А. Сафронова, «Чти отца своего» В. Лаврентьева, «Мой бедный Марат» А. Арбузова, «Любовь Яровая» К. Тренева и другие.

«В составе коллектива артистов: интеллигенция, воспитатели, рабочие биохимзавода. Среди старейших артистов называют имена Ф.Н. Давыдовой, Е.П. Шарыпова, Г.Д. Бутакова, В.А. Охоткина, И.Е. Ляпина, П.М. Ершову, семьи Басалаевых, Глазачевых, Яковлевых, позднее пришли А.М. Праздников, Н. Ботанин, С. Захаров, Е. Ахмадулина (Инькова). Все эти люди ощущали себя настоящими артистами, чувствовали необыкновенную силу искусства. Рабочий клуб, где ставились первые спектакли, напоминал настоящий театр: сцена, оркестровая яма, занавес. Многие с ностальгией (в настоящее время народного театра в Талице нет) вспоминают его уютные помещения, считают, что только в доме, специально построенном для культурной жизни, и могло родиться такое замечательное дитя, имя которому театр. До сих пор эти стены хранят отзвуки высоких страстей» (Малова Е. Отзвуки великих страстей// Сельская новь. — 2004. — 30 марта).

С 1965 года театром стал руководить Владимир Афанасьевич Струков, выпускник Свердловского культурно-просветительного училища, который в 1970 году успешно окончил училище имени Щукина в Москве и стал профессиональным режиссёром. Первым его спектаклем на Талицкой земле стала мелодрама Эвальда «Тайна исповеди». К театру потянулись люди, молодёжь.

Но прежде чем театр добьётся заслуженного успеха, его коллектив ожидает тяжёлый актёрский труд, постоянные репетиции. Множество разнообразных ролей.

Сплочённый, целеустремлённый коллектив выпустил на суд зрителей классические пьесы: «Гроза», «Правда хорошо, а счастье лучше» Островского, «Дом Бернарды Альбы» Лорки.

В середине 70-х годов в театре родилась версия пьесы Коростылёва «Варшавский набат». Эта работа была удостоена диплома Первого Всесоюзного фестиваля народного творчества.

Наиболее любимыми были пьесы молодёжной тематики «Ночь после выпуска» Тендрякова, «Вагончик» Павловой, «Восточная трибуна» Галина.

На спектакли выпускали специальные приглашения.

В 1988 году к театру и его руководителю пришёл звёздный час – за спектакль Лескова «Левша» им было присвоено звание лауреата Второго Всесоюзного фестиваля народного творчества.

Бессменными шефами нашего театра долгие годы являлся Свердловский академический театр драмы и лично режиссёр В. Анисимов

13 апреля 2019 года Владимиру Афанасьевичу Струкову исполнилось бы 89 лет. Он был всегда энергичным, бескомпромиссным, нетерпимым к любой несправедливости человеком. После его ухода театр перестал существовать, но остались его многочисленные ученики, которые через всю жизнь пронесли тёплое отношение к мастеру.

В 1986 году альманах «Талицкий краевед» опубликовал статьи Н. Рубцовой, посвященные творческому портрету одного из самых ярких и характерных актеров народного театра, ветерана Великой Отечественной войны, Почетного гражданина г.Талицы, краеведа Глазачева Василия Михайловича. Вот фрагменты из этих статей: «Более четверти века Василий Михайлович является самым преданным, самым вдумчивым, самым творческим актером Талицкого народного театра. Это ведь и его стараниями присвоено театру звание народного и регулярно это звание подтверждается постановками все новых и новых спектаклей, в которых Глазачев играет всегда самые сложные, самые характерные роли. Это право в коллективе актеров нужно заслужить. Смотришь его игру на сцене и чувствуешь огромную работу актерской души. Без этой работы – нет роли, нет артиста. Долголетняя верность театру, непоколебимая убежденность в том, что его работа, работа всего коллектива нужна таличанам, является отличным примером, достойным преклонения молодых актеров.

В спектакле «Шишок», поставленном по пьесе «Деревня Утка», было занято два ветерана. Это В.М. Глазачев и П.М. Ершова. Почти во всех сценах их партнерами были молодые актеры. Но контраста в игре не было. Полная гармония. Ветераны блестящей игрой вели партнеров за собой, помогая им перевоплощаться и максимально входить в свои роли.

Удивительный это персонаж, Шишок – никто его не видел, никто не знает, существует ли он, кто это такой или что это такое – Шишок? Актер Глазачев преподнес его зрителям, как чувствовал и понимал сам: Шишок – это совесть, которая живет в каждом, это тоска по всему родному, близкому с детства: по деревне со смешным названием Утка, где ветер и шум дождя, скрип половиц и стон старой ставни – все будоражит и тревожит душу, застревая в самых дальних ее уголках больной непрощающей памятью…

Когда же занялся он актерской деятельностью? Василий Михайлович называет первый спектакль, потом второй, вспоминает актеров – своих партнеров, В.Н. Юдина, В.С. Яковлева, Е.П. Шарыпову, называет какой спектакль кем и чем был отмечен…

А может быть, еще задолго до первого спектакля зазвенела в нем актерская струна. Там, на трудных военных дорогах, в окопах, боях, госпиталях Великой Отечественной научился Глазачев скрывать боль тяжелых ран, прятать далеко невеселые думы и быть для таких же, как он, искалеченных, израненных войной солдат, неунывающим весельчаком, оптимистом, способным пробудить бодрость духа, вызвать улыбку, подарить хорошее настроение.

В мирные дни, будучи учителем, Василий Михайлович продолжал постигать актерское мастерство. Педагог – тот же артист. Ему также необходимо владеть аудиторией, держать на себе, на своем слове внимание всех вместе и каждого в отдельности…».

К сожалению, народный театр Талицкого районного Дома культуры прекратил свое существование в 90-х годах прошлого века.

Свердловский областной Дворец народного творчества.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.