Меню
16+

«Сельская новь», общественно-политическая газета Талицкого городского округа

05.05.2022 15:17 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 05.05.2022 г.

Детство на грани выживания

Автор: Анна Андреева

Кажется, что долгая жизнь дана детям войны в награду за лишения и беды, что им довелось пережить.

Когда началась война, ему было всего девять лет. Людей его поколения называют детьми войны. Да, они не воевали на фронтах, за очень редким исключением, официально они не обеспечивали обороноспособность страны, хотя наравне со взрослыми трудились на фабриках и заводах, в колхозах на полях и на фермах... Их главная задача была – выжить любой ценой, несмотря на голод и холод, бомбежки врага и неизвестность.

Сегодня Михайлов Петр Михайлович проживает в с. Горбуновском, имеет звание «Ветеран труда», он кавалер орденов «Знак почета» и «Трудовой славы». Да, ему уже тяжеловато зимой ходить на лыжах по десять километров и столько же проезжать на велосипеде летом, как регулярно делал это еще 6 лет назад, в свои 84 года. Но Петр Михайлович по-прежнему бодр и трудолюбив, не смотря на то, что 22 июня ему исполнится 90 лет!

Родился наш герой в Чувашии, до 5 класса осваивал науки в деревне, а после уже приходилось, как и многим другим детям того времени, пешком добираться до райцентра. Картина еще та: маленькие детишки в лаптях, с горящими факелами пробираются то по грунтовой дороге, то местами через темный лес, до далекой школы. Но факела совсем не для света, а чтобы отгонять голодных волков, что шастали по округе, собираясь в большие стаи до 30 особей. Случись беда – и не спастись ни зверю, ни лошади, ни человеку. Сегодняшним детям вряд ли удастся представить такие походы за знаниями, но еще труднее понять распорядок детей войны. Как-то делали уроки, а все свободное время посвящалось сельскому труду – садили и убирали картошку, жали хлеб, вязали снопы, работали на лошадях.

Особенно тяжело пришлось Петру после начала войны. Отец ушел воевать, осталось в семье трое мальчиков. Вместе с фашистами, которые стояли в 600-х километрах от их деревни, пришел голод. Не стало хлеба, зерно и картошку отправляли на фронт, есть было нечего, поэтому питались одной травой, летом как-то спасали грибы и ягоды. А осенью малышня додумалась обыскивать пустые поля в поисках хомячьих кладовых, где нет-нет, да удавалось обнаружить несколько хлебных зерен. Судьба самих хомячков была незавидной… Горох убирали так же тщательно, как и хлеб, но иногда улыбалось счастье, и можно было найти пару-тройку горошин и хотя бы немного заглушить сосущий голод. Как-то раз Петя не выдержал и залез на гороховое поле, его поймали, отвели в управу, а красную от стыда мать оштрафовали. Запомнил Петр Михайлович и вкус «каменистой муки» — ее собирали возле ветряных мельниц, но хлеб из нее противно хрустел на зубах.

На всю жизнь у сыновей осталась вина, которая изматывала душу. После ранения отцу дали небольшой отпуск, он приехал домой. После выздоровления – снова на фронт. В день отъезда мальчишки решили накормить отца «на дорожку» ухой, побежали на речку и руками стали ловить рыбу. Но дело это непростое и небыстрое, поэтому когда они, довольные, явились с уловом, бати уже не было – уехал, не попрощавшись. А в 1942-м он погиб под Москвой…

Как ни странно, от постоянного чувства голода спасала работа в колхозе «от темна до темна». Но по итогу все знали, что могут рассчитывать пусть на скудный, но все же паек, в доме-то вообще есть было нечего. Трудиться приходилось уже потому, чтобы не умереть…

…Темнота ночи исчеркана светом многочисленных прожекторов, вой сирен. В небе кружат «мессеры», к ним тянутся кривые ниточки зенитных трасс. В такие минуты все прячутся в подвалах и бомбоубежищах, прислушиваясь к далеким и близким взрывам, пытаясь угадать улицу, где шарахнуло. Утро на все давало ответы. Но разглядывать разрушения времени не было, пацаны, кто постарше, шли копать противотанковые рвы и окопы. Когда выдавался перекур, в непромокаемых тетрадях ручками из обструганного камыша писали домашние задания или рисовали самодельными чернилами из свеклы и сажи.

И так долгие четыре года: голод, холод, отчаяние, смерть и разруха, работа, надежда… А потом был май 45-го – Победа! Но Петру отдохнуть и наесться досыта не пришлось, надо было отстраивать взорванное и сожженное, а также восстанавливать сельское хозяйство. В 1947 году он устроился на работу в колхоз «Правда» Вурнарского района Чувашии. Трудился так же, как привык – от зари до зари.

Вспоминает Петр Михайлович, как он со своими шестью классами образования отправился на службу во Владивосток. В пульмановский вагон запихнули более 60 человек. От роскошного «дворца на колесах», чем в действительности и являлся американский шедевр железнодорожных технологий 19 века, эта крытая железная коробка отличалась как небо от земли – деревянные нары в три этажа, жара и духота, запах опять же. За месяц, что добирались до места назначения, прошла еще одна маленькая жизнь на колесах.

Матросом, правда сухопутным, Петр Михайлов был дисциплинированным, имел кучу благодарностей от командования и других поощрений. Где-то через полтора года службы на острове Русский в Японском море заслужил отпуск, в тельняшке и бескозырке заявился бравый моряк в Горбуново к фронтовичке-связистке тете Фросе Леонтьевой. Сюда же и вернулся после службы.

…180 километров прошли пешком от тюменского хутора до села Горбуновского Евдокия Емельянова со своей мамой. Гнали перед собой еще и двух коров, которым обматывали копыта тряпками, чтобы не сбили. Вот в такую смелую и трудолюбивую, да еще и красивую девушку и влюбился Петр. Долгую жизнь прожили они с Евдокией, детей родили – двух девочек, Людмилу и Веру, внуков воспитали. Одна беда – пережил Петр Михайлович свою половинку, не стало Евдокии в 2012 году…

Привычка трудиться у этих людей въелась в кровь, стала жизненной необходимостью. Вот и Петр Михайлович до самой пенсии, без перерыва, проработал в колхозе им. Сталина шофером. Имеет множество трудовых наград, почетных званий. Знали и уважали его в колхозе и деревне, потому несколько раз избирали депутатом Горбуновского сельсовета. Почитают и сегодня!

Кажется, что долгая жизнь дана детям войны в награду за те лишения и беды, что им довелось пережить. А может для того, чтобы донесли они до как можно большего числа людей ту суровую правду самой страшной войны человечества? Военное голодное детство поневоле закалило не только организм, но и характер, это именно они подарили нам новую страну, отстроив ее заново из руин и превратив в цветущий сад. Но дети войны еще и служат неким укором нам, наследникам их труда: а все ли мы сделали, что от нас зависит, чтобы им было хорошо и спокойно сегодня, в свои 90 и более лет?

У Петра Михайловича, как и у всех остальных детей войны, было детство на грани выживания. Потом был многолетний труд на грани возможностей, ведь если не они, тогда кто? Сегодня своим примером они в очередной раз показывают нам, что сила духа, патриотизм, вера и любовь являются теми качествами, что необходимы человеку для жизни. И для счастья. А Михайлов Петр Михайлович может по праву считать себя счастливым человеком, несмотря на то, что ему удалось пережить.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.