Меню
16+

«Сельская новь», общественно-политическая газета Талицкого городского округа

02.03.2023 15:34 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 02.03.2023 г.

Поддержать нельзя требовать?...

Автор: Анна Андреева

«Не могу, не хочу, устал. Почему? Да потому что за этот период ребенка вытрясут эмоционально…»

Стресс, тревога, нервозность, бессонница – стандартные симптомы подготовки к экзаменам. Вроде бы ничего сверхъестественного в мае-июне для выпускников не происходит, ведь к экзаменам школьники готовятся на протяжении всех лет учебы. Но очень многие выпускники к датам сдачи выгорают эмоционально, а значит, могут не показать все, на что способны.

Тему подготовки к экзаменам обсуждаем с Екатериной Лемешевой, директором Троицкой школы № 50. Отметим, что Екатерина Владимировна имеет большой практический опыт в области подростковой психологии и 18-летний педагогический стаж работы. С Екатериной Владимировной мы попробуем охватить необъятное и рассказать о самом важном для выпускников и их родителей.

- Екатерина Владимировна, экзамены, как ни крути, всегда связаны с переживаниями. ОГЭ сдают 14-15-летние подростки, ЕГЭ – почти совершеннолетние люди. Все по-разному реагируют на предстоящие испытания. Как считаете, возрастные особенности сказываются в итоге на результате?

- Экзамен – это всегда стресс, а реакция на стресс у детей может быть различной. К примеру, одни собираются, сосредотачиваются и выдают результат. У других, наоборот, реакцией на стресс могут быть страх, нервное перенапряжение, которые мешают показать результат, который мог бы быть. Индивидуальных особенностей много и не всегда они привязаны к возрасту, они обусловлены типом темперамента, особенностями воспитания и множеством иных факторов. Стратегий учета индивидуальных особенностей детей также много. У тревожных детей нужно снижать значимость экзамена: они нацелены на результат, очень боятся этот результат не получить. У гиперактивных, наоборот, повышать: объяснять зачем это нужно, какие будут последствия не сдачи, почему важно сдать с первого раза. Все зависит от особенности психики детей, поэтому универсальной стратегии нет. Кому-то требуется, чтобы взрослые отстали, перестали контролировать и дали возможность готовиться самостоятельно и оценить пробелы в своих знаниях. В этом случае нужно не давление со стороны взрослых, а поддержка. Есть дети, которым надо помогать выстраивать маршрут, определять время, в которое он будет заниматься, оговаривать результат, который мы ждем. Но мы, педагоги, на сегодня уже говорим, что дети к марту готовы к сдаче экзаменов. Потому что идут пробники, репетиционные работы, которые выявляют готовность. Оставшиеся три месяца даны на то, чтобы компенсировать выявленные пробелы. И плюс подготовиться психологически. В корне неправильно говорить, что сегодня, в марте, пора начать готовиться к экзаменам. Ребенок готовился на протяжении всех лет для сдачи государственной итоговой аттестации. На этом этапе очень важно прислушиваться к педагогам, которые работают с ребенком и знают, какие знания нужно подтянуть. Не пытаться оставшееся время галопом дотягивать с 3 до 5. Нецелесообразно, потому что это истощит нервную систему, когда он окажется на финишной прямой. Есть такие дети, которые прям выгорают. Не могу, не хочу, устал. Почему? Да потому что за этот период ребенка вытрясут эмоционально. Требуют результат, отправляют к репетиторам, заставляют учиться дополнительно на разных онлайн — курсах. А ему нужна моральная поддержка. Нужно выстроить систему нормальной жизни у ребенка. Например, оговорить, согласовать тот результат, который бы устроил и родителей, и ребенка. В некоторых случаях выпускник готов взять всю ответственность за результат на себя, но он должен знать и понимать, что может рассчитывать и на помощь со стороны взрослых.

- Не забываем ли мы в гонке за оценками об эмоциональном состоянии ребенка?…

- Когда наши дети возвращаются, к примеру, с олимпиад, я в первую очередь спрашиваю, как ты себя чувствуешь. Для меня важно не уйти в допрос: а что сделал, не сделал? Ребенок итак просидел три часа в напряженном эмоциональном состоянии. Дайте ему возможность выдохнуть, покажите, что принимаете его с любым результатом. И он сам расскажет о том, что получилось и что не удалось. Экзамен не должен рассматриваться как что-то конечное. Не сдал – и все закончилось. Очень важно, чтобы семья поддерживала, не выдвигала завышенных требований, но в тоже время контролировала подготовку.

- Этот год объявлен Годом педагога и наставника. Как считаете, учитель несет моральную ответственность за результат экзамена?

- Безусловно. Когда мы на педсовете обсуждаем результаты обучающихся, я всегда говорю, что любая двойка – это ответственность всего педагогического коллектива и наша общая беда. Точно также, как и в случае с высокими отметками. Если ребенок стал призером регионального этапа олимпиады по обществознанию, это значит, что в него вложили все педагоги, начиная с начальной школы. Но мы готовы разделять эту ответственность не только с коллегами, но и с родителями. В случае неуспеха я не снимаю ответственности и с себя, ведь, возможно, в нужный момент не состоялся разговор с родителями, не были даны рекомендации и не проконтролирован план действий. Не могу сказать за всех педагогов, но учителя нашей школы осознают всю моральную ответственность за результаты. Каждую двойку за экзамен мы воспринимаем болезненно. Отправляя ребенка на ОГЭ или ЕГЭ, мы хотим, чтобы он получил хорошую отметку. Да есть условно рисковые дети, которых мы выпускаем на экзамен и понимаем, что результат может быть 50/50. Но шанс-то есть! И хорошо, если он его реализует. Но и провал — не повод заниматься самобичеванием, а повод учесть ошибки и не допустить в будущем. Идеально, когда результат экзамена равен годовой отметке по предмету.

- В каждой школе есть 100-бальники, в том числе и в сельской. Как считаете от чего зависит?

- Наша школа является сельской. В прошлом году наша выпускница сдала ЕГЭ по химии на 99 баллов. Поступила в медицинский ВУЗ. Есть 9-классники, которые набирают максимальные баллы по всем экзаменам. Очень много зависит от учителя. У нас работает педагог по химии Лагунова Галина Алексеевна, и тех выпускников, которые нацелены на медицинский вуз, прямо целенаправленно ведет, я бы сказала, пестует, поддерживает их мотивацию. Очень важно учителю уметь рассмотреть способности ребенка и поддержать их. Не завышенные требования, не желание повысить свой учительский результат, а проявлять искренние переживания за судьбу ученика и сопровождать его, буквально вести за руку. Благодаря таким педагогам и в сельских школах ребята показывают отличные результаты. Но не стоит забывать еще и тот факт, что в таких школах в выпускных классах учатся единицы. У нас в 11 классе в этом году всего 10 человек. Понятно, что результат каждого на глазах. Фактически индивидуальное обучение. Мы создаем дополнительные возможности для наших выпускников:в учебном плане дополнительно предусматриваем возможность изучать необходимые предметы, углубляем курс. Когда класс небольшой, да еще мотивированный, работать – одно удовольствие. 9 класс в этом году оканчивают около 30 детей. Всего 2 класса. Понятно, что отсидеться на последней парте у них не получится, я за возможность спросить на уроке каждого ученика. Наши выпускники, например, на высокие баллы сдают биологию, русский язык, математику, физику. Поступают в вузы на бюджетной основе – в медицинский, ТюмГУ, Петербургскую военную академию, в УРФУ и т.д. Ради этого стоит работать.

- У многих ли детей сегодня есть мотивация?

- Далеко не у всех. Как правило, 11-классники — мотивированные дети. По ним видно. Мы с учителями, порой, после проверочных работ ловим себя на мысли, что ребенок в каких-то аспектах разбирается лучше нас, мыслит иначе, предлагает более удачное решение. Копнул поглужбе, и это радует. У нас есть ребенок, который ездит на олимпиады по экономике. А эта дисциплина сейчас преподается в рамках обществознания. И я понимаю, что в некоторых вопросах он меня, как учителя, перещеголял. То есть ученик меня что-то спрашивает, а я не могу ответить с ходу, затрудняюсь. А ученик копается до сути, изучает. Те, кто идет в 10-11 классы, должны понимать, что зона ответственности велика. Часть этой ответственности ребенок должен принимать на себя. Не отработал – получил 3 в аттестат. Не у всех родителей есть возможность дополнительно платно обучать, поэтому сам выпускник должен работать. С 10-11-классниками можно уже по-честному разговаривать, как со взрослыми людьми, им уже по 17-18 лет, и они должны понимать, чего может стоить не вовремя сданная работа. Очень многие дети самостоятельно находят себе курсы, лекции, сами инициируют дополнительное онлайн-обучение, когда понимают, что им не хватает каких-то знаний. С февраля во всех выпускных классах начинаются срезовые контрольные работы в соответствии с теми предметами, которые выбраны для экзамена. Учителя и дети должны четко видеть пробелы и «выпавшие» темы, чтобы уже точечно отрабатывать, а не объять необъятное. Это поможет оценить текущий результат и даже повысить баллы. Но также и снимет уровень тревоги, стресса, так как репетиционные экзамены проходят в условиях, приближенных к ОГЭ и ЕГЭ. Это снимает уникальность ситуации, когда они придут на реальный экзамен, потому что уже знают, как будет проходить вся процедура. Для ребенка это создает ощущение контроля.

- На базе вашей школы работает заочное отделение для тех ребят, которые не сдали тот или иной экзамен. Учителям приходится восполнять те пробелы, которые когда-то кем-то были не замечены?

- В прошлом году к нам на заочное отделение пришли 10 девятиклассников, которые не сдали экзамен, большей частью математику. Это очень много. Почему-то в выпускном классе внезапно выясняется, что ребенок элементарно не знает таблицу умножения, не умеет пользоваться таблицей квадратов, не знает свойства корней, степеней и т.д. В чем причина? Родители не контролировали, учитель упустил? Почему эти вопросы не ставились раньше перед родителями? Стоит и вопрос объективности оценивания. Почему годовая оценка не соответствует результату экзамена? Вот мы обсуждали вопрос моральной ответственности учителя. Иногда хочется поставить ребенку 3, поддержать его, возможно, у него сложная жизненная ситуация, и в школе еще двойки ставят. Может быть, кто-то не захочет связываться с родителями, глаза закрыли, поставили 3. И это большая ответственность на педагоге. Если мы допускаем ребенка к экзамену, мы должны быть уверены, что он этот экзамен сдаст. Допускать на авось, это кощунственно по отношению к выпускнику. Гораздо честнее и справедливее сказать еще в 8 классе о том, что у ученика есть время наверстать упущенное, иначе до экзамена допуска не будет. Чем так, как получилось в прошлом году, когда дети были вынуждены уйти учиться в другую школу, к другим учителям для того, чтобы готовится к сдаче. На заочном отделении у нас проходят обучение не только вчерашние 9-классники, но и те, кто в свое время не окончил школу, соответственно не получил среднего профессионального образования, и сегодня элементарно не может устроиться на работу. Поэтому возраст разный – от 14 до 40 лет. Всего 25 человек.

- Екатерина Владимировна, последний вопрос к Вам, наверное, уже как к психологу. Чего нельзя делать родителям в процессе подготовки ребенка к экзаменам, непосредственно перед сдачей?...

- Нельзя лишать ребенка поддержки, нельзя его жизнь загонять в формулу «если — то». Если не сдашь, то будешь дворником… Нельзя создавать такие условия. Верить нужно в своего ребенка, поддерживать. Увы, не все умеют это делать. Иногда даже учителя не могут. Нужно снять все факторы тревоги и не нагнетать стрессовую ситуацию.

- Спасибо Вам за беседу и за советы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.