Меню
16+

«Сельская новь», общественно-политическая газета Талицкого городского округа

22.11.2018 11:58 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от 22.11.2018 г.

Чтобы не сломать ребенка…

Автор: Анна Андреева

Школы и детские сады десятками направляют отстающих детей на спецкомиссию. Что это?

«Направление на ПМПК и справка после школы вместо аттестата – это не выход и не оправдание плохой успеваемости учеников, это должны быть единичные случаи…»

Пазлы по книжке, с сюжетами, чтобы уметь рассуждать по картинке, рисовалки-обводилки, чтобы тренировать руку для будущей каллиграфии; тебе целых пять – остальные уже вовсю читают, вот английский алфавит – учи, будет шесть – будешь говорить на двух языках. И каждый день: репетитор по ..., тренер по ..., «художка», «музыкалка» ... помимо основной школьной нагрузки. У кого больше, у кого меньше.

– Ой, у него проблемы с внимательностью...

– Снова в дневнике запись — не выражает связно мысли...

– Пишет как курица лапой...

– Учительница опять ругает за неусидчивость, хотя мы занимаемся каждый день по три-четыре часа, учимся сидеть, внимательно слушать, читать вслух...

– Не различает звонкие и глухие, сколько не учили…

Знакомо? Знакомо. И снова по кругу по специалистам в поисках ответа на вечный вопрос – что делать? Впрочем, отвлеклись, зато каждый себя узнал. Но сегодня о другом.

В Талицком районе все больше и больше детей, не усваивающих школьную программу, направляют на ПМПК – психолого-медико-педагогическую комиссию. Что это? Возможность помочь ребенку, если он реально в ней нуждается? Или способ образовательных учреждений снять с себя ответственность за качество образования? Поговорим об этом с Мариной Сергушевой, психологом педиатрического отделения поликлиники ГБУЗ СО «Талицкая ЦРБ».

- Марина Викторовна, итак, ПМПК, что это?

ПМПК – это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (чаще всего ЗПР, интеллектуальная недостаточность и др.) и определение вида адаптированной программы обучения. Предусмотрены несколько видов программы. Как показывает практика, чаще всего определяют программу обучения для детей по VII (предусмотрен для детей с задержкой психического здоровья (ЗПР)) и VIII виду (показан при умственной отсталости). Сразу оговорюсь, на ПМПК направляют школа, детский сад или сами родители. Как правило, образовательное учреждение выявляет такого ребенка, он обследуется узкими специалистами на местном, районном уровне, следом – на окружном, в Ирбите. По окончанию всей процедуры члены комиссии выдают заключение с рекомендациями.

- Главная причина направления?

- Неуспеваемость в школе. На самом деле очень много причин неуспеваемости в школе, начиная от соматических, психических и до психологических. Причиной могут быть и детская лень, пропуски, пробелы в знаниях, запущенности, социально-коммуникативные барьеры и т.д. Несмотря на эти серьезные проблемы, не все дети являются умственно отсталыми! Были случаи в моей практике, когда ребенка направляют на ПМПК в 1 классе, в 1 четверти, тогда, когда ребенок еще проходит адаптацию к школе! Для меня это не совсем понятно.

- Действительно ли есть рост направлений на ПМПК?

- В последний год школы и даже детские сады все больше и больше направляют детей. Я даже это выделила отдельным направлением в своей работе. Только за этот учебный год к нам обратились из разных школ более 50 школьников и 25 дошколят, но год еще не закончился… Это только те, кто прошли официально через кабинет психолога. Я, как психолог, определяю уровень интеллекта, согласно методике Векслера, в индивидуальном порядке, в присутствии родителей. Затем обрабатываются результаты, выдается заключение. Из всех обратившихся 15% — это дети, которые имеют абсолютно сохранный интеллект и способны обучаться по общеобразовательной программе.

Был такой случай. Приходит мама ребенка, который учится в начальной школе. По рекомендации учебного заведения они были направлены на ПМПК, у психолога обследование не проходили, ПМПК, в свою очередь, выдала заключение с рекомендациями обучения ребенка по программе с интеллектуальной недостаточностью. Как так? А ведь до «вердикта» в тетради были хорошие оценки, в дневнике есть и пятерки. Мне пришлось обследовать ребенка и определить показатель интеллекта, и действительно, результат превзошел все ожидания — интеллектуального дефекта нет. Родитель вынужден пройти обследование в областной ПМПК. Бывают, конечно, разные ляпы, всему есть оправдание, но это ведь ребенок… человек… его жизнь, его будущее. Нам нельзя ошибаться!

- Как различить, где пробел? По медицинской части или по образовательной?

- Все, что касается здоровья ребенка, будь-то психическое или физическое, то это удел докторов, они назначают лечение, наблюдают за динамикой. А вот педагоги определяют по специальным стандартам уровень ребенка.

Но уже с детского сада видно, усваивает ребенок программу или нет. Очень часто школа направляет на ПМПК детей к 8, 9 классу – это уже вопрос, а где все были раньше, почему тревогу забили только сейчас?

- Не сбрасывает ли образование с себя ответственность за успеваемость? Некоторым родителям напрямую говорят – все равно ГИА, ЕГЭ не сдаст, пусть лучше школу со справкой закончит…

- При образовательных учреждениях, школах и детских садах должны работать психолого-медико-педагогическое консилиумы. Разрабатывается индивидуальный маршрут ребенка, выявляются причины, должны поработать специалисты, чтобы понять, есть динамика или ее нет, способен ребенок обучаться, или есть все-таки непреодолимые препятствия. И только после всех отработанных мероприятий ребенка должны направлять на ПМПК. В нашем районе такая работа хорошо налажена в школе № 62, видно, что в ней работает консилиум.

При образовательных учреждениях, школах и детских садах должны работать психолого-медико-педагогическое консилиумы. Другое дело, когда конкретный учитель решает, что ребенок не справляется с программой…

Другое дело, когда конкретный учитель решает, что ребенок не справляется с программой… Ведь даже задержка психического развития – это временное отставание развития психики или отдельных ее функций. При хорошей коррекции можно добиться результатов. В этих случаях на помощь должны прийти родители и школа, детский сад. А вот есть ли желание?..

- Гиперактивность детей — это тоже показание для ПМПК?

- Это вообще самая частая причина направлений, особенно дошколят.

- Т.е. это уже отклонение от нормы?

- Повреждения мозга у таких детей нет, у них есть небольшие функциональные расстройства центральной нервной системы. Конечно, бывают такие сложные случаи, как сочетанные дефекты, например, умственная отсталость с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Это, конечно, требует медицинского подхода.

Но, в основном, гиперактивные дети — это те, которые не могут сосредоточиться на предмете или объекте, их объеме, распределение и концентрация внимания достаточно низкие. Такие дети испытывают трудности на занятиях, естественно, они мешают другим детям и педагогу. Были случаи, и они не единичны, когда родители таких ребят обращались ко мне и говорили, что детский сад их не принимает, воспитатели ежедневно жалуются. И таких детей становится все больше и больше, но это не повод для направления их на ПМПК.

- Хорошо, вот свозили ребенка на ПМПК, получили заключение – ЗПР или умственная отсталость. Что дальше?

- Он должен обучаться по адаптивной программе. ПМПК определяет вид программы для получения ребенком коррек-ционно-развивающего обучения. В школе № 50 этот механизм все-таки отработан, по крайней мере, я так думаю. Но это скорее исключение из правил. По факту получается, заключение есть, а проблема не решена. Очень часто, общаясь с детьми, выясняется, что как сидел ребенок в одном классе, так и сидит, занимается по этим же учебникам, просто с него меньше спрашивают. И что будет с ним дальше – вопрос риторический.

- В редакцию обратилась бабушка ученика. Ребенок не ходит на уроки из-за отношений с учителем, тут не просто двойками, а не аттестацией попахивает. Тоже ведь, получается, не усвоил программу. И если консилиума в школе нет, то ребенок — претендент на ПМПК, достаточно характеристики…

- Мы, взрослые, должен быть аккуратнее с ярлыками, ведь ребенку придется постоянно жить в атмосфере неуспеха. Вообще, в начале года ко мне приходит много учеников. Главная проблема – это адаптация к условиям школы, это 1-классники; среднее звено: переход из 4 в 5 класс, низкая успеваемость, возрастные кризисы, отношения с педагогами и сверстниками. Ищем с родителями пути выхода. Никто не отменял возрастную психологию, которую учителя, я уверена, знают, другое дело, что она мало у кого вызывает интерес. В том, чтобы ребенок нормально развивался и учился, должны быть заинтересованы и родители, и учителя. Направление на ПМПК и справка после школы вместо аттестата – это не выход и не оправдание плохой успеваемости учеников, это должны быть единичные случаи.

- Спасибо за беседу.

Мы готовы к обсуждению поднятой темы с педагогическим сообществом. Какие коррекционные программы разработаны и внедрены в наших школах и детских садах? Применяются ли они на практике? Всегда ли справедливы направления на ПМПК? Работают ли в образовательных учреждениях психолого-медико-педагогическое консилиумы, или вопрос решается на уровне одного педагога/директора? Существует ли между школами конкуренция на предмет успеваемости учеников? А еще очень хочется объявить конкурс на самого лучшего учителя и провести его анонимно среди детей и родителей… Оговорюсь, что ни в коей мере нашей целью не было умалить роль школы и детских садов в получении качественного образования. Мы все еще верим в то, что нашим учителям не все равно, как усваивается тот или иной предмет, какие оценки стоят в журнале, что они готовы дополнительно позаниматься с ребенком, что они могут одинаково хорошо относиться ко всем, а не раздавать ярлыки. По крайней мере, пытаемся в это верить…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.