Меню
16+

«Сельская новь», общественно-политическая газета Талицкого городского округа

06.06.2019 14:18 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 06.06.2019 г.

Филармония в сельском клубе. Мечта или реальность?

Автор: Анна Андреева

Музыкант, который променял возможность блистать на столичной сцене на провинциальные клубы, искушенную публику – на пустые залы. Реанимировал 100-летние рояли, чтобы организовать оркестр и показать людям высокое искусство. Что это? Профессиональный экстрим или романтика?

Арсений Есаулков — музыкант с образованием высочайшего уровня. Что занесло его в провинцию? Туда, где желающих научиться игре на фортепиано единицы, где к клавишам рояли не подходили лет 50, где у широкой публики представлений о камерной музыке ноль? Что это? Профессиональный экстрим или романтика?

Сегодня герой нашей публикации Арсений Есаулков, пианист, выпускник Московской консерватории им. Чайковского, лауреат международных конкурсов, преподаватель, концертмейстер, настройщик Талицкой школы искусств, аккомпаниатор народного хора «Уральские зори» КДЦ «Центральный» п. Троицкого.

- Арсений, как Вы оказались в Талицком районе?

- Я родом из Екатеринбурга, но корни у меня талицкие. Бабушка живет в Калиновке, родственники в Трехозерке. До 2011 года я жил в областном центре, заканчивал музыкальный колледж, а потом поступил в Московскую консерваторию им. Чайковского. Каждое лето, до 8 класса, я приезжал в деревню к бабушке. Родители на лето привозили пианино, это была целая эпопея. Где-то с 2014 года я начал ездить с концертами по малым городам, посетил 9 областей России. Потом решил, почему бы не побывать на малой Родине? Так в 2015-м, будучи на 3 курсе консерватории, я приехал с концертом в Талицкую школу искусств, потом позвали выступить в Бутке. Так я узнал, что в Бутке тоже есть школа искусств. А в 2017-м я приехал сюда работать.

- Но и здесь у Вас тоже обширная география?

- Я работаю в школе искусств в Талице и Бутке, в Троицком Доме культуры, в Пионере, сейчас занимаюсь с ребятами в Трехозерке, эпизодически в Горбуново и в соседней Пышме, концертные поездки не в счет…

- Вы поменяли возможность реализоваться как музыкант на большой столичной сцене на преподавательскую деятельность в сельских клубах… Это как поменять суперсовременные стены филармонии на деревенскую избу?

- В Москве мне было неуютно, да и жизнь там очень дорогая. Здесь я живу у бабушки в Калиновке, по работе езжу на общественном транспорте. Я ехал сюда не только на преподавательскую деятельность. Был план, и он осуществился: открыть фортепианное отделение при школе искусств. И есть мечта – талицкая филармония.

- Вы романтик?

- Филармония – это концертная организация, где основу программы составляют концерты академической музыки.

- И неважно где эта филармония расположена – в современном здании или в сельском клубе?

- В регионах есть прецеденты. В малых городах, конечно, побольше, чем Талица, но они есть. Например, г. Муром Владимирской области или г. Снежинск в Челябинской. Понятно, чем больше город, тем больше процент академической музыки. В провинции такие концерты убыточные, их проведение происходит за счет организации эстрадных выступлений.

- Как привести людей в зал? И за счет каких ресурсов организовать?

- Основа филармонии – оркестр. Одному подготовить программу даже на 1 час не сложно, но долго: нужно минимум 4 месяца, максимум 1 год. Оркестр справится с этой задачей за 2 недели. Я хотел собрать оркестр из преподавателей. Мне это сделать не удалось. Но по инициативе хормейстера КДЦ «Центральный» п. Троицкого Гончарук Г.И. мы каждый месяц проводим камерный концерт. Приходит 20 человек… Пожив в районе, я обозначил для себя другой алгоритм. Первый этап – это повышение уровня имеющихся концертных и конкурсных мероприятий за счет укрепления материально-технической базы и объединения местных творческих сил. В этом году на сцене РИКДЦ «Юбилейный» в Талице и КДЦ «Центральный» в Троицком появились рояли. Мы перевезли их из Пионера и В-Юрмыта, инструменты 1970-х годов. В Бутке рояль 1900-го года выпуска, такой же в Н. Катараче. Мы их в буквальном смысле достали из небытия и реанимировали, они играют. То есть мы разместили инструменты там, где проходят районные мероприятия. Уже есть рояль, есть саксофон, есть скрипка… Музыканты объединяются. На втором этапе необходимо создание и проведение концертов нового типа с включением камерной музыки, например, тех же романсов, в проходящие мероприятия. И третий этап – создание новой системы мероприятий.

- То есть цель приобщить людей к классической, живой, музыке все-таки есть?

- Да, есть. Я к этому стремлюсь. Воодушевляет опыт Пышминского района, где концерты классической музыки пользуются спросом.

- Вы с одной стороны музыкант, с другой – преподаватель. Как совместить, чтобы не потерять в себе одного из них?

- Заканчивая консерваторию, ты, прежде всего, нацеливаешься на образовательную деятельность. Но, нужно понимать, что в провинции желающих обучиться игре на фортепиано единицы, сегодня у меня чуть больше десятка учеников. И это связано еще и с тем, что ученикам нужно иметь дома инструмент и не каждая семья может себе его позволить. Поэтому смешанная деятельность, музыкант-преподаватель, мне нравится. Я поставил перед собой задачи. Во-первых, это развитие фортепианного искусства в рамках школы искусств. Во-вторых, развитие академического искусства на центральных площадках района. И, в-третьих, развитие инструментального искусства. Я ехал сюда с этой целью.

- Получается Вы, таким образом, можете реализовать оба направления. Судя по всему, это не просто. Цели Вы поставили не простые. Я так понимаю, гора сдвигается сложно. Ведь гораздо проще, как большинство, работать по отработанному годами плану. А тут Вы с идеей создать оркестр, филармонию и приобщить публику к классической музыке... Не перегорели еще?

- Пока нет, запал не пропал.

- Сольный концерт будет?

- Очень надеюсь, что будет.

- Спасибо, Арсений, за беседу. Успехов Вам на творческом и преподавательском поприще. Надеюсь увидеть Вас, прежде всего, как музыканта на талицкой сцене и рассчитываю, что в зале я буду сидеть не одна. Ведь должны же когда-нибудь и в провинции услышать настоящую, живую, классическую музыку. Возможно, услышав один раз, людям захочется прийти снова…

Я уезжала из Бутки под впечатлением. Передо мной молодой парень, с высочайшим музыкальным классическим образованием, в школе искусств, расположенной в старинном бревенчатом здании с печным отоплением, за 120-летним реанимированным роялем. Парень, который горит желанием приобщить провинциальную публику к камерной музыке. У него есть цель, мечта, назовите, как хотите. Неужели в нашем районе не осталось больше таких же романтиков? Неужели все так застряли в ежедневной однообразной рабочей рутине и быте, что не хотят объединиться и показать на что способны? Ведь есть настоящие таланты, нужно только желание…

А еще вспомнился мне случай из школьной жизни. Однажды в школу приехал молодой музыкант с концертом классической музыки. Наш класс не упустил возможность прогулять математику, и мы все дружно направились на выступление. Выходили впечатленные. В следующей стенгазете мы об этом написали, и получили нагоняй. Как так, променяли урок на концерт! С тех пор было много уроков математики и ни одного концерта… Но то выступление запомнилось на всю жизнь.

P.S.

- Слушай, вот если в Талице будет концерт камерной, классической, живой музыки, ты пойдешь? – я спросила 20-летнего парня.

- Нет, наверное.

- А бесплатно? Пойдешь?

- Нет, мне не интересно.

- Так ты ж не слышал. Может, все-таки сходишь?

- Все-таки нет.

- Да, Арсений, Дон Кихот получается… — мысли вслух.

- А кто это – Дон Кихот?

- А это тебе редакционное задание — прочитать и рассказать мне про Дон Кихота…

ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ

Арсений Есаулков родился 16 августа 1993 года в г. Екатеринбурге. С 2000 по 2011 год учился в Уральском музыкальном колледже (бывшей школе-десятилетке при Уральской консерватории имени М.П.Мусоргского) в классе специального фортепиано у Аллы Шахновской. В период с 2007 по 2010 год стал лауреатом 6 международных конкурсов. Параллельно обучался на отделении композиции в классе заслуженного деятеля искусств РФ, профессора УГК Максима Баска.

За время обучения стал дипломантом Международного конкурса юных композиторов имени В.А. Гаврилина «Я – композитор» (Санкт-Петербург, 2004) и лауреатом III, IV и V Открытых Сибирских конкурсов юных композиторов имени Аскольда Мурова (2003 год – III премия, 2006 год – II премия, 2011 год – I премия). В 2009 году получил спецприз на V Международном конкурсе «Композитор-исполнитель» (Санкт-Петербург) за «Концертные вариации на темы А.Г.Рубинштейна». В 2010 году миниатюра «Первый ландыш» из цикла «Весеннее» на стихи Афанасия Фета была напечатана в сборнике II Открытого Всероссийского конкурса композиторов «Хоровая лаборатория ХХІ век. Музыка для детей и юношества» (Санкт-Петербург).

В 2011 году поступил в Московскую консерваторию на композиторский факультет в класс заслуженного деятеля искусств РФ профессора Татьяны Чудовой и на фортепианный факультет в класс Народного артиста СССР, профессора Элисо Вирсаладзе.

На вступительном экзамене по специальности были представлены сочинения 2010-2011 гг.: «Вариации на тему Бартока» для фортепиано, Поэма для меццо-сопрано и фортепиано на стихи Марины Цветаевой и Концертино для фортепиано с оркестром «В направлении симфоджаза» в переложении для 2 фортепиано.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.