Меню
16+

«Сельская новь», общественно-политическая газета Талицкого городского округа

14.10.2021 15:41 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 14.10.2021 г.

Продавая - сохранить?!

Автор: Анна Андреева

Рефтинская птицефабрика выставлена на торги. Крупнейшее птицеводческое предприятие региона, основанное 40 лет назад, может уйти с молотка за 2,5 млрд. рублей.

Эта новость не могла не всколыхнуть жителей Талицкого района. Ведь на мясоперерабатывающем комплексе «Рефтинский» в п. Троицком, где производится продукция птицефабрики под торговой маркой «Мясодар», трудится не один десяток таличан. Неужели государственное предприятие снова пустят «под нож», а люди потеряют работу?..

К сожалению, таких примеров у нас хватает. А приватизация – это скорее про развал, а не про инвестиции и развитие. Последнее все чаще исключение. Так вот, новость про грядущие торги не осталась незамеченной. Наш давний читатель В.А. Бормотов, прочитав ее, не поленился взять ручку, написать письмо и отправить его в Законодательное Собрание Свердловской области.

Слияние или сливание?

Но вначале давайте вспомним предысторию.

Итак, в 2012 году ОАО «Птицефабрика «Рефтинская» приобрела Талицкий мясокомбинат, куда планировалось перевести всю переработку птицы. По некоторым данным, сумма сделки была в пределах 100 млн. рублей. СМИ напишут, что госпредприятие тогда выкупило только пустые стены корпусов, которые требовали модернизации и даже восстановления, а за оборудование пришлось платить ежемесячную арендную плату. Так, по данным УРА.ру, «за право пользования оборудованием «Рефтинская» ежемесячно платит им (собственникам – ред.) от 2 до 11 млн. рублей». К слову сказать, покупка Талицкого мясокомбината происходит на фоне огромной кредиторской задолженности Рефтинской птицефабрики, которая уже тогда приближалась к 1 млрд. рублей. Так или иначе, таличане порадовалась, что прежний мясокомбинат не уйдет в историю, а продолжит ее уже в составе крупнейшего госпредприятия, что район сохранит крупное производство под федеральным крылом, а люди надежно будут обеспечены работой. Но что-то пошло не так… Госпредприятие приобрело убыточные активы, которые требовали колоссальных вложений, а обещанного прорыва в виде значительного увеличения объемов выпускаемой продукции на талицкой площадке так и не случилось.

В целом, на самом предприятии все эти годы дела не особо шли. Региональные власти включали его неоднократно в план приватизации. Птицефабрика выставлялась на продажу всего за 700 млн. рублей. В 2019 году планировали продать за 1,5 млрд. рублей, но торги так и не были организованы. И это несмотря на то, что «согласно принятой программе развития и модернизации, утвержденной правительством Свердловской области, ОАО «Птицефабрика «Рефтинская» является стратегически важным предприятием для Свердловской области, которое призвано обеспечивать продовольственную безопасность ее жителей». Об этом с гордостью сообщается на официальном сайте предприятия. И это на фоне многочисленных сообщений СМИ о предстоящих торгах.

Глубоко

проанализировав

вопрос…

23 сентября 2021 года наш читатель В.А. Бормотов, обеспокоенный и озадаченный возможной продажей госпредприятия в частные руки, написал письмо в ЗакСО региона. И вот пришел ответ. Почитаем вместе.

«В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Областного закона «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» решения об отчуждении или списании объектов областной собственности, балансовая (оценочная) стоимость которых превышает 20 миллионов рублей за один объект имущества, принимаются Правительством Свердловской области после получения согласия Законодательного Собрания Свердловской области.

Правительство Свердловской области до принятия решения о внесении на рассмотрение Законодательного Собрания Свердловской области таких вопросов проводит глубокий анализ и независимую экспертизу по вопросам деятельности предприятия, относящегося к государственной казне Свердловской области.

К большому сожалению, фактическое состояние экономического развития ОАО «Птицефабрика «Рефтинская» последние три года не позволяет выделять финансовые средства на развитие предприятия, модернизацию оборудования и улучшение условий труда сотрудников фабрики. Предприятие работает без прибыли. Кроме того, заемные средства и кредиты предприятия на производственные цели составляют более 2 миллиардов рублей.

Программой управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2020 № 787-ПП, запланирована продажа 100% акций ОАО «Птицефабрика «Рефтинская».

При проведении аукциона по продаже 100% акций ОАО «Птицефабрика «Рефтинская» Правительством Свердловской области обязательным условием обозначило сохранение профиля работы предприятия.

Депутаты Законодательного Собрания Свердловской области при принятии решения по вопросу «О даче согласия на отчуждение путем продажи относящихся к государственной казне Свердловской области обыкновенных именных акций ОАО «Птицефабрика «Рефтинская» глубоко проанализировали вопрос сохранения рабочих мест и профиля работы предприятия».

Приватизация =

инвестиции?!

Википедия дает нам четкое определение приватизации. Это процесс передачи предприятий, находящихся в государственной собственности в частную. Этот процесс начался в 1990 годах и не прекращается до сих пор. В июне 1992 года Верховным Советом РФ была утверждена Государственная программа приватизации, определившая возможные способы приватизации для предприятий в зависимости от их размера. Согласно программе, малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях. Крупные предприятия, как и часть средних, должны были быть обязательно преобразованы в акционерные общества открытого типа, и затем пройти через продажу акций. В ряде особо значимых отраслей (недра, лесфонд, шельф, трубопроводы, автодороги общего пользования, телевизионные станции и т.д.) приватизация была запрещена. В то же время обязательной приватизации подлежали предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания, строительства, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, пищевой и легкой промышленности. Таким образом, в частные компании превратились такие гиганты рынка, как Росгосстрах, «Лукойл» и Роснефть, Банк ВТБ и Сбербанк и т.д. В некоторых из них доля госпакета акций ничтожна мала. К 2013 году доля госсектора в экономике России составляла, по разным оценкам, от 50% до 71%. В январе 2014 года первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов, выступая на Гайдаровском форуме, заявил о необходимости сократить долю госсектора с текущих 50% до 25 % к 2018 году. Согласно программе приватизации на 2014-16 годы, утвержденной правительством 1 июля 2013 года, приватизации (полной или частичной) подлежали госпакеты акций в 514 ФГУПах и 436 акционерных обществах. Аналогичный план был разработан и в Свердловской области. И дальше – больше!

В 2019 году Правительство России включает дополнительные активы в прогнозный план приватизации компаний на 2020-2022 годы. Минфин объяснил, что эта мера позволит стимулировать инвестиционную активность предприятий и позволит снизить роль государства в экономике. Позицию приводит ИА «Федерал Пресс». Тогда же, в 2019 году, на Среднем Урале также утверждается программа управления госсобственностью и приватизации госимущества на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Соответствующее постановление было подписано главой Свердловской области Евгением Куйвашевым. Программа начала действовать с 1 января 2020 года. В частности, в тексте постановления оговариваются основные направления совершенствования управления госсобственностью, уточняются государственные предприятия, которые планируется создать, реорганизовать или ликвидировать. Внимание приковано, например, к таким предприятиям как Ирбитский молочный завод, птицефабрикам «Свердловская» и «Рефтинская». Из программы управления госсобственностью Свердловской области, в которую внесли изменения в конце мая 2020 года, следовало, что в 2021 году планируется продажа относящихся к государственной казне Свердловской области акций этих предприятий. Ирбитский молзавод из этого списка исключили нынешним летом. Решение об этом принял глава региона Евгений Куйвашев, вероятно, после возмущения фермеров, работников и жителей города. Губернатор напишет в своем аккаунте в Instagram, что «в период выхода из кризиса не до подобных перемен», и что в первую очередь необходимо обеспечить стабильную работу предприятия.

Готовя этот материал, я изучила множество источников. И, знаете, такая общая тенденция просматривается: государство, владея активами крупнейших предприятий, не справляется с функциями управления. С оговоркой «мы больше не готовы вкладываться в убыточные гиганты», включают их в план по продаже. Продажа акций госпредприятий в частные руки называется программой управления государственной собственностью. Почему, в таком случае, эти убыточные предприятия должны быть интересны частному бизнесу? Так, что они готовы не просто их выкупить, но еще и вложить энную сумму в развитие и модернизацию, чтобы выполнить обязательное условие при покупке: сохранение профиля работы. 10 сентября аукцион по продаже Рефтинской птицефабрики не состоялся. Желающих купить предприятие за 2,5 миллиарда рублей не нашлось. Высказываются опасения, что в связи с этим существует риск полного закрытия производства, из-за чего работы могут лишиться 2,3 тысячи человек. А ведь это, как мы помним, «стратегически важное предприятие региона»…

Самое интересное, что по своей сути все программы приватизации госпредприятий стремятся практически к нолю, к минимуму государственных предприятий. По логике вещей, при таких раскладах становится не нужным, по крайней мере, в существующем своем виде, министерство по управлению госимуществом. Зачем министерство, если имущества нет? Пилят ли таким образом чиновники сук, на котором они давно сидят, становится уже не важным. Главный вопрос, который выходит на повестку дня, заключается в следующем. Продажа в частные руки крупных государственных предприятий совсем не означает, что будущий собственник вдруг станет эффективным и не доведет предприятие до ручки. Кроме того, не редки случаи, когда покупкой таких предприятий могут просто уничтожаться конкуренты… Внимание к предприятиям, которые по факту имеют отношение к продовольственной безопасности страны, региона, да и к градообразующим предприятиям малых городов и территорий, должно быть особым и предельным. Плановую экономику СССР не покритиковал только ленивый, так зачем же мы тогда по-прежнему продолжаем выстраивать планы приватизации отраслей нашей экономики?..

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.