Меню
16+

«Сельская новь», общественно-политическая газета Талицкого городского округа

04.03.2021 17:58 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 04.03.2021 г.

Где же ты, ковровая дорожка?

Автор: Наталья Стихина

Когда-то Бутка на всю страну и даже за её пределами славилась предприятием по выпуску ковров ручной работы, а сейчас не получается сохранить хотя бы память об этом .

Ковроткачество в селе Бутка возникло стихийно после приезда семьи Разливинских из Курганской области. Проживая в Канашах (Курганская область), Мария Андреевна Разливинских с малых лет освоила мастерство ручного ковроделия и, прибыв в сороковые годы на новое место жительства в с.Бутка, не оставила свое художественное мастерство. Муж помог ей смастерить станок, на котором она соткала свои первые работы, сподвигнув буткинских женщин заняться ковроткачеством. И Мария Андреевна Разливинских стала первым технологом производства.

К концу 1950 года ковроткацкий цех насчитывал 9 станков и выпустил первую сотню метров ворсовых ковров. В 1970 году выпуск ворсовых ковров достиг своей максимальной величины – 7881 кв. м. В 1972 году райпромкомбинат был переименован в Буткинскую фабрику художественного ручного ковроткачества. Тогда пёстрые уральские ковры были очень модными не только в Советском Союзе, но и далеко за пределами страны. Самыми популярными в тот период были цветочные узоры: розы, пионы, целые букеты. Ковры, вытканные буткинскими мастерицами, демонстрировались на международных выставках в Монреале и Брюсселе. Это была настоящая русская цветочная сюита. Специалисты оценивали ковры очень высоко, все отмечали редкое качество работы советских мастериц. Встречались на коврах и пейзажи, и сюжеты из сказок.

В свои лучшие годы фабрика выпускала больше пяти тысяч ковров в год. Продукция разлеталась по всему Советскому Союзу. Из экологически чистой дагестанской шерсти сутки напролет ткали портреты вождя мирового пролетариата, а еще Пушкина, Татищева, разведчика Николая Кузнецова. Встречались на коврах и пейзажи, сюжеты из сказок, а после перестройки появились даже религиозные мотивы.

240 человек было в штате фабрики, ещё трудились 500 надомниц, также был цех в г. Талице. Больше 30 лет добросовестного труда посвятила фабрике технолог Лидия Александровна Хлопотова, мастером коврового производства трудилась Марина Геннадьевна Завьялова, Талицким цехом руководила Елизавета Ивановна Самохвалова… Перечислить всех мастериц, работавших в те годы, невозможно – их сотни.

С началом перестройки предприятие в одночасье осталось без оборотных средств, а люди – без работы и денег. В Советском Союзе предприятий ручного художественного ковроткачества было 52. Со временем закрылись все. Буткинское ЗАО «Сувенир» — так стала называться бывшая фабрика – продержалось дольше остальных.

Леолина Владимировна Упорова проработала на фабрике 31 год, начиная с 1974 года. Была главным инженером, с 1994 года – генеральным директором. Это её силы, ум, энтузиазм держали предприятие на плаву. В 2000 году отметили 60-летие производства. Тогда фабрика являлась единственным предприятием, где создавали ковры с государственной символикой, портретами руководителей, логопитами различных предприятий и учреждений. В 2001 году администрация Госдумы заказала партию портретов с Владимиром Путиным.

«Мы сами искали заказчиков, — рассказывает Леолина Владимировна. – Я в их поисках объезжала все соседние регионы. Мы даже работали с дизайнерами. Делали эксклюзивные вещи на заказ. Интерес к нашей 100% натуральной продукции был, но мы были очень далеко от крупных городов, не наездишься. Заказов становилось всё меньше и меньше».

Через несколько лет предприятие осталось без сырья — дешевый китайский текстиль вытеснил с рынка ковры ручной работы.

«Даже до 65-летнего юбилея фабрике удалось дожить, вернее сказать досуществовать, — сетует Леолина Владимировна. – Сейчас от производства не осталось ничего, всё разрушено. Время от времени про фабрику вспоминают, предпринимались даже попытки её возродить, но это нереально. Технология изготовления ковров является очень трудоёмкой и затратной».

Как не горько признавать, но изготовление буткинских ковров на сегодня уже исчезнувший промысел. Единственное, чего хотелось бы — сохранить историю яркого и самобытного уральского ковроткачества. Пока ещё есть такая возможность, собрать то, что осталось от фабрики по крупицам. Сейчас то, что есть, хранится в разных местах.

К примеру, у Леолины Владимировны есть две рукописные книги по истории фабрики, написанные главным инженером Николаем Савельичем Казанцевым в 70-е годы. Это уникальный материал с фотографиями. И сама Леолина Владимировна начинала писать свою историю фабрики. А потом задумалась, а надо ли это кому-то. А ведь из этого материала может получится замечательная книга.

Мы знаем хохломскую роспись, вологодское и елецкое кружево, кубачинские украшения, торжокское золотое шитьё, гжельский и кисловодский фарфор, холмогорскую и тобольскую резную кость и вышивку, великоустюжское чернёное серебро, жостовские подносы и многое-многое другое. А неужели буткинское ковроткачество канет в лету, не оставив ничего, даже музейной экспозиции.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.