Слова запретные
3 февраля — Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. В связи с этим поговорим о негодяйских словах, которые нельзя называть вслух и почти невозможно победить.
Табуированная лексика, нецензурная брань, непечатные выражения — у мата много определений. Приставка «не» красноречиво свидетельствует о том, что в речи культурного человека он не должен присутствовать. Однако представители разных социальных слоев, вопреки запретам, не желают расставаться с нехорошей лексикой.
Но откуда пошел русский мат? Существует версия, что ругаться предков научили монголо-татары. Однако сегодня уже доказано, что эта теория ошибочна. Найден ряд письменных источников более раннего периода (чем появление орды на славянских землях), в которых зафиксированы неприличные выражения. Таким образом, разбираясь в том, откуда пошел мат на Руси, можно сделать вывод, что он существовал здесь с незапамятных времен.
И в то же время история нам говорит, что даже в старину сквернословие запрещалось царскими указами. Например, Иван Грозный повелел, чтобы православные христиане «матерно не лаялись, скверными речами друг друга не упрекали». На борьбу со сквернословием были также направлены указы царя Алексея Михайловича, когда за сквернословие было положено телесное наказание: на рынках и площадях ходили переодетые чиновники, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, наказывали их розгами для примера прочим. А Пётр I требовал от своих современников писать «как можно вразумительней», не злоупотребляя нерусскими словами и не произносить непристойные слова в обществе…
Сегодня, несмотря на это, живет в веках и не сдает своих позиций лексика сквернословия. Нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова, — всё, что раньше употребляли только в низших слоях общества, сейчас мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, телепередачах и даже из уст политических деятелей и артистов. И тут невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».
Так называемое крепкое словцо — примета нашей русской жизни. Но чтобы лучше понять «портрет матерщинника», стоит принять во внимание факт, что нецензурная брань бывает двух типов — «литературная» (функциональная) и «нелитературная» (социальная). В последнем случае носитель языка не ругается, а просто говорит матом, часто даже не подозревая, что это нехорошо. И это может быть связано с низким уровнем жизни, плохими дорогами и медобслуживанием. Такие люди настолько унижены общим неблагополучием, что не умеют и не хотят себя контролировать.
Но самое печальное, что очень часто непечатные выражения звучат из уст детей. Данные опросов российских школьников показали, что более 89% из них используют в общении нецензурную лексику. Педагоги подтверждают, что это проблема – не чисто педагогическая или лингвистическая, а социальная. По данным одного из социологических опросов, треть (31,8%) школьников и студентов используют нецензурную лексику, когда не могут по-другому выразить свои чувства, больше четверти (28,7%) отметили, что редко используют такие ругательства, 17% – никогда не используют, 11,6% – когда им очень плохо, а 10,9% – постоянно. Больше половины (54%) чувствуют при этом неловкость.
В общем, одним днем борьбы с ненормативной лексикой, конечно, не обойтись. И взрослых сквернословов мы не переучим. Это как говорится, «на каждый роток, не накинешь платок». Просто нереально. Здесь скорее должен включаться самоконтроль, сработать общее воспитание и культура человека.
Но и не сказать об этом мы не можем. Остается по старинке, как у Райкина: «Кто стукнет, кто свистнет, кто шмякнет, кто звякнет — вместе получается воспитание».
Занимательный факт. В современном мире матерщина продолжает считаться негативным явлением. При этом ее активно изучают и систематизируют. Поэтому почти для каждого языка созданы сборники наиболее известных ругательств. В Российской Федерации это два словаря мата, написанные Алексеем Плуцер-Сарно.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.